Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

Стивен Иссерлис. Всякие диковины про Баха и Бетховена,
а также про Моцарта, Шумана, Брамса, Стравинского

СПб.: “Азбука-классика”; изд-во “Нота Ми”, 2004

Стивен Иссерлис. Всякие диковины про Баха и БетховенаЭта книга английского виолончелиста и писателя Стивена Иссерлиса о шести великих композиторах: Бах и Бетховен, Моцарт и Шуман, Брамс и Стравинский предстают в ней “блистательными, порой ужасно невыносимыми, порой очень смешными, но всегда удивительно живыми людьми”.
Каждому из них в книге посвящена отдельная глава, в которой рассказывается и о его детстве, и о зрелых годах, и о его последних днях. Особые разделы в этих главах – “Что слушать”, в них С.Иссерлис дает профессиональные советы, с каких произведений надо начинать знакомство с творчеством композитора, а какие требуют особой сосредоточенности. Так он пишет: “С Бахом у вас не возникнет никаких проблем. Плохой музыки у него просто нет. Наверное начать стоит с веселой музыки, например с “Бранденбургских концертов”, ну хотя бы с третьего, и не стесняйтесь, если вам захочется под нее потанцевать… У Баха так много шедевров, что вы ни за что не ошибетесь”.
Иоганн Себастьян Бах остался сиротой, когда ему не было и десяти лет. Ответственность за его воспитание и музыкальное образование взял на себя старший брат – Иоганн Кристоф. Учась игре на клавесине, Бах делал, по мнению брата, слишком большие успехи. Брат прятал от него “взрослые” ноты, а Иоганн Себастьян ночью таскал эти ноты из шкафа и переписывал при свете луны. “Он переписывал ноты целых шесть месяцев, но когда закончил, брат обо всем узнал и навсегда запер под замок обе тетради. Какая вредина…”
Музыкальным образованием Моцарта занимался его отец. В пять лет Вольфганг Амадей уже начал сочинять музыку, в двенадцать – дирижировал оркестром, его гениальность была столь очевидна, что отец решил: мир должен услышать игру мальчика. И хотя Моцарт представлял собой музыкальный феномен, во всем остальном он был обычным ребенком, но лишенным нормального детства. С.Иссерлис пишет, что из-за всех этих бесконечных путешествий, музыкальной работы (ему приходилось сочинять и играть в любое время дня и ночи) Моцарт подорвал здоровье. “И хотя родиться гением – это замечательно, жизнь Моцарта, наверное, была бы куда легче, родись он таким, как все. А вот наша – нет, потому что у нас не было бы его музыки…”
По мнению С.Иссерлиса, если бы мы увидели на улице Вены Бетховена, то решили бы, что это безумец: “Одежда растрепанная, волосы растрепанные. Бетховен ходил быстрым шагом, энергично жестикулируя и что-то бормоча себе под нос, и время от времени непонятно почему разражался громким смехом. Потом останавливался, пел, мычал или выл нечто невероятное, выхватывал из кармана записную книжку, что-то в нее записывал…” В тридцать лет Бетховен начал терять слух, а последние десять лет жизни не слышал вообще ничего – его окружала полная тишина. Именно за эти последние десять лет жизни он создал величайшую музыку: три последние фортепианные сонаты, “Торжественную мессу”, Девятую симфонию, цикл струнных квартетов.
Роберт Шуман, по словам Стивена Иссерлиса, большую часть времени был “на другой планете” – он с головой погружался в свои мечты, свои фантазии, в свою поэзию, но его матушка, безусловно желая ему добра, заставила его изучать право – получать “настоящую профессию”, тогда как он отчаянно хотел стать писателем или музыкантом. Шуман все-таки стал и прекрасным писателем, и гениальным музыкантом, но “со странностями”. Когда он дирижировал оркестром, мог посреди пьесы погрузиться в мечты, и оркестр растерянно замолкал; или жаловался, что духовые играют слишком тихо, и тогда кто-нибудь деликатно замечал, что вообще-то духовые не сыграли ни ноты; постоянно ронял дирижерскую палочку, поэтому ему пришлось привязывать ее к запястью.
В книге есть замечательные истории из жизни Игоря Стравинского. Однажды он вез свой собственный портрет, который написал Пикассо; портрет попался на глаза таможенникам; они посмотрели на невероятное нагромождение форм и закорючек и конфисковали картину, потому что не поверили, что перед ними портрет, – они были уверены, что это зашифрованный военный план. А на первом исполнении балета Стравинского “Весна священная” люди свистели, аплодировали, орали и визжали, потом начались потасовки – и в конце пришлось вызвать полицию.
Стивен Иссерлис не только рассказывает житейские истории о детстве одаренных мальчиков, но и очень точно пишет о музыке, например о музыке Моцарта: “Если вам захочется необыкновенно прекрасной, но трагической музыки, вас ждут “Реквием” и струнный квинтет соль минор. А потом… Потом непременно захочется слушать еще и еще”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru