Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N82 
 

Борис СОКОЛОВ

Висковатый П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография.

М.: Захаров, 2004; Сушкова (Хвостова) Е.А. Записки. М.: Захаров, 2004

Висковатый П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография.

Литература о Лермонтове пополнилась двумя основательно забытыми и давно не переиздававшимися интересными книгами. Это – воспоминания возлюбленной поэта Екатерины Сушковой (Михаил был увлечен ею в юношеские годы и в 1830 году удостоил ее специальным “Сушковским циклом” стихов) и биография Лермонтова, написанная Павлом Висковатым – первая полная биография поэта, увидевшая свет еще в 1891 году. Этой биографией завершилось первое Полное собрание сочинений Лермонтова, подготовленное Висковатым к 50-летию гибели поэта. Материалы же к биографии автор собирал в течение 12 лет, и многие мемуары и документы были впервые введены им в оборот. Как подчеркивает Висковатый, “каждый великий поэт и писатель является продуктом не только жизни, но и литературных токов, родных и чужеземных. Касаться этих токов в своей книге я мог лишь слегка и намеками”.
Сушкова, чье сочинение в последний раз было подготовлено к печати Ю.Г.Оксманом в 1928 году, сообщает, что с Лермонтовым они “холодно расстались”, а потом Михаил Юрьевич отразил их историю в незаконченном романе “Княгиня Лиговская”. Любопытно, что в издании 1928 года в качестве приложения были помещены письма Адель Оммер-де-Гелль, о чем и сообщает Оксман в предисловии. В настоящем издании они выпущены, несомненно, потому, что сейчас все лермонтоведы признают их подделкой, принадлежащей перу П.П. Вяземского. Вероятно, такое изъятие правомерно, но его надо было оговорить при публикации, а то у читателя может сложиться впечатление, что он держит один к одному в своих руках издание 1928 года. Отмечу, что в качестве приложений к “Запискам” Сушковой помещены устные рассказы Сушковой, записанные М.И.Семевским, ее дневник за 1833 год, воспоминания В.П.Желиховской о Лермонтове и Сушковой, воспоминания Е.А.Ладыженской, Е.П.Ростопчиной, А.П.Шан-Гирея и Эмилии Шан-Гирей, помещенные еще в первое издание, подготовленное М.И.Се-
мевским в 1870 году. По поводу этих мемуаров, равно как и писем Оммер-де-Гелль, Оксман заметил, что “к этим данным светского фольклора мы подходим с точки зрения не фактической их достоверности, а лишь исторической характерности”. Сушкова характеризует поэта как человека с добрым сердцем, у которого “первые порывы всегда благородны, но непонятная страсть казаться хуже, чем он был, старание из всякого слова, из всякого движения извлечь сюжет для описания, а главное, необузданное стремление прослыть “героем, которого было бы трудно забыть”, почти всегда заставляли его пожертвовать эффекту лучшими сторонами своего сердца”.
Висковатый же гораздо более благожелательно настроен к своему герою. Думаю, что знакомство с двумя этими книгами и позволит получить более объективный портрет поэта. Висковатый полагает, что “чем моложе и, следовательно, несдержаннее был Лермонтов, тем больше ощущалась рознь между ним и большинством современников, тем более ненавидели его с ним сталкивающиеся шаблонные люди”. В этом Павел Александрович видит трагедию поэта, хотя и полагает, что “с годами это сгладилось бы настолько, насколько поэт, пришедший в гармонию с собою, реже бы спускался с высот своей идейной жизни, менее сталкивался бы с ними”.
В книге подробно излагается история роковой дуэли, причем Висковатый подчеркивает, что все рассказы о глубоком покаянии Мартынова и ежегодное посещение им могилы поэта в Тарханах – это всего лишь фантазии мартыновских защитников. Сам же биограф доказывает, что Мартынов был на лермонтовской могиле всего один раз, и то проездом. В то же время Висковатый уверен, что бывший друг Лермонтова не был законченным злодеем и что “неожиданный исход дуэли даже для Мартынова был потрясающим… Пораженный исходом, бросился он к упавшему. “Миша, прости мне!” – вырвался у него крик испуга и сожаления…”. Причину же дуэли биограф видит в том, что “Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей”. Замечу, что, к несчастью, поэт давал для таких столкновений немало поводов. Сушкова же так прокомментировала Семевскому смерть поэта: “Если б я могла хотя бы предчувствовать эту трагическую, столь преждевременную кончину Лермонтова, то и в мыслях моих не было бы сделать такую глупость с его портретом”. За год до дуэли она не приняла присланный Лермонтовым его портрет, отослав обратно. Тогда поэт изрезал портрет на куски. Жаль, что к книге Висковатого нет именного указателя (в книге Сушковой он присутствует). Отмечу также, что книга Висковатого иллюстрирована редкими гравюрами лермонтовского времени.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru