Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Россия получила первые деньги из третьего займа Всемирного банка. 100 миллионов долларов будет направлено на проект “Информатизация системы образования”. Треть этих средств должно быть вложено в разработку и создание новых электронных образовательных ресурсов. Эта задача не так проста, как казалась в 2001 году, когда в России была запущена федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды” (РЕОИС). Несмотря на то, что в РЕОИС были вложены 56 миллиардов рублей, многого достигнуть не удалось. Главное – не удалось обеспечить школы современными электронными продуктами, которые отвечали бы новым требованиям к содержанию образования. О том, как не повторить ошибок прошлого, размышляют представители Всемирного банка и разработчики электронных образовательных продуктов.

Беседовала  Светлана КИРИЛЛОВА

Исак ФРУМИН, координатор проектов по образованию Всемирного банка:

“30% займа пойдет на создание новых образовательных ресурсов”

Исак ФРУМИН, координатор проектов по образованию Всемирного банка– Почему третий проект Всемирного банка в России посвящен информатизации? Разве России недостаточно уже реализованной и весьма дорогостоящей программы РЕОИС?
– Информатизация – третий проект Всемирного банка. Первый проект – так называемый инновационный проект развития образования, на который ВБ потратил 68 миллионов долларов, был завершен в декабре 2004 года. Фактически он состоял из двух огромных подпроектов. Один был посвящен реформе учебного книгоиздания. Второй – реформе социологического, политологического и экономического образования в вузах. Министр образования Владимир Филиппов, который инициировал новый заказ Всемирному банку, понимал, что страна, дабы быть конкурентоспособной, должна сделать рывок, используя самые последние мировые достижения и лучший международный опыт. Да, в российской программе РЕОИС были заложены 2 миллиарда долларов на информатизацию образования в России. Рядом с этими деньгами 100 миллионов долларов Всемирного банка на информатизацию – это просто пустяки, десерт. Однако Всемирный банк оказывается – я могу привести много экспертных суждений из западной печати – наиболее уважаемым development institution – институтом социального и экономического развития. Поэтому его опыт в этих областях очень важен. Кстати, есть второе обстоятельство, о котором любят говорить в Министерстве финансов: там твердо уверены, что благодаря встроенной в проекты ВБ системе контроля результатов из этого начинания будет толк. Во всяком случае, мы обеспечим дисциплину реализации нового проекта по информатизации российского образования.

– Следует ли из этого, что в проекте РЕОИС не было дисциплины?
– РЕОИС был не проектом, а обычной российской программой. Все федеральные программы во всех секторах устроены, к сожалению, так (и мы открыто говорим об этом нашим российским коллегам), что в них слабо развиты механизмы внутренней экспертизы и оценки результатов. В их бюджеты изначально не заложены внутренние деньги на экспертизу и оценку. К тому же российские программы написаны на пять лет, но в них годовое финансирование. Конкурс объявляется в лучшем случае в марте–апреле, в декабре уже надо отчитаться. Так никто в мире не работает. РЕОИС реализовывали люди, как правило, профессиональные. И это счастье, что в рамках программы РЕОИС хоть что-то удалось сделать.

– Вы можете назвать самую серьезную ошибку программы РЕОИС?
– Наверное, не стоит высокомерно искать ошибки предшественников. Скорее можно говорить о неудачах. Мне кажется, что идея с удаленным доступом к Интернету (воплощенная в антеннах-тарелках на крышах школ) была не вполне успешной. Она не решила всерьез ни одной важной, содержательной задачи. Я допускаю, что из пяти тысяч школ, где были установлены антенны, тысяча школ ими все-таки пользуется. Но, как остроумно заметил один эксперт, эти антенны все равно что пейджеры. Пейджер полезен, когда туда можно сбросить какую-то информацию. Но между антенной-тарелкой и полноценным Интернетом такая же разница, как между пейджером и мобильным телефоном. Видимо, люди, предлагавшие поставить в школы антенны-тарелки, не предполагали, что реальный Интернет в итоге может оказаться доступен и не надо применять временное и некачественное решение.

– Будут ли учтены в новом проекте Всемирного банка ошибки программы РЕОИС?
– Конечно. Но, повторюсь, я говорил бы не об ошибках, а об уроках этой программы. Сегодня основной акцент мы делаем на содержание образовательного Интернета. В проекте, поддержанном Всемирным банком, затраты на «железо» занимают примерно 15–20 процентов стоимости. 30 процентов всех выделенных средств будет потрачено на создание новых образовательных ресурсов. Они должны быть удобны – и это очень важно – не только для использования в Интернете, но и для внутришкольной сети. Учителя получат большую электронную библиотеку, состоящую из сотни тысяч объектов. В этой коллекции, как мы ее называем, будут систематический и алфавитный каталоги. Например, если вам нужна лирика Пушкина, вы заходите в эту библиотеку и ищете карточку либо на литеру «П», либо по теме «Русская классика начала XIX века». Мы хотим говорить именно о такой коллекции, для которой основой каталога будет служить, если угодно, типовая учебная программа.

– Типовая программа в соответствии с принятыми стандартами?
– Чтобы школы могли использовать этот продукт сегодня (мы планируем, что первые результаты этой работы будут доступны учителям в начале будущего года) – он неизбежно должен быть ориентирован на существующий стандарт. Но сразу скажу, что возможности нового продукта будут значительно шире. Сейчас в школьной программе по литературе записано: поэты Серебряного века, дальше через запятую – Цветаева, Ахматова и так далее. Разработчики могли бы положить в коллекцию по два-три стихотворения великих поэтов Серебряного века. Но я знаю – потому что недавно просил дать мне описание куска коллекции, посвященного Марине Цветаевой, – что на диске будет не только много стихов, но также портреты Цветаевой, воспоминания ее сестры и сына, песни на стихи Цветаевой. Да, ориентиром для разработчиков будет являться стандарт, и все, что есть в стандарте, им придется охватить. Но учителя и школьники получат гораздо больше информации. Какую дополнительную информацию дать, сегодня решают педагоги из Москвы и Петербурга. Когда первый вариант коллекции будет сделан, он пойдет на апробационные площадки. Это более 100 школ в пилотных регионах, которые участвуют в нашем новом проекте. Их мы попросили ответить на вопросы: удобно ли работать с этим продуктом? Устраивает ли их дизайн? Есть ли претензии к содержанию? Одним словом, вопросов будет много.

– По какому принципу школы будут отбираться для участия в проекте Всемирного банка? Не получится ли так, что будут избраны привилегированные лицеи и гимназии, у которых, прямо скажем, совсем другие проблемы, чем у рядовых сельских школ?
– Будут отбираться школы, которые смогут организовать исследовательскую работу: провести анализ информационного ресурса, написать отчет и т.д. Для участия в проекте отобраны также сельские школы, расположенные в пилотных регионах. Но если говорить об апробации, то учителя городских гимназий и учителя сельских школ мало чем отличаются друг от друга. Простой пример: недавно мне подарили российский учебный диск по физике, и я дал его сыну-шестикласснику, которому надо было написать реферат...

– Какая фирма выпустила этот диск?
– Не скажу. Через некоторое время сын пришел ко мне и сказал: «Что за барахло ты мне дал? Во-первых, этот диск надо устанавливать на компьютере, а это занимает двадцать минут. Во-вторых, на нужную тему всего один параграф и одна модель. И модель почему-то не работает». Мне кажется, что то, что сделал мой сын, и есть самая правильная, самая лучшая апробация. Проделать это могут одинаковым образом и учителя гимназий, и учителя сельских школ. В рамках проекта реальные школы получат возможность встретиться с производителями дисков, задать им вопросы, предъявить претензии, объяснить, что нравится и что не нравится. В итоге у нас будет шанс сделать именно тот продукт, который нужен в школах. Ведь проект, поддерживаемый Всемирным банком, предусматривает ситуацию, когда школы не подпишут апробационную рекомендацию. Тогда денег производители дисков не получат. Не случайно в проектах Всемирного банка не менее 5–10 процентов стоимости проекта тратится на внутреннюю систему оценки. Может быть, кому-то жаль тратить столько средств на, казалось бы, непроизводительные расходы? Но если мы не создадим внутреннюю систему оценки, то окажемся перед риском потратить 17 миллионов долларов впустую.

– Будут ли поставляться в школы электронные библиотеки художественной литературы?
– В нашей коллекции помимо картинок, видеоизображений, музыки – ведь мы стремимся предложить все музыкальные произведения школьной программы в открытом доступе – будут тексты. Это, конечно же, все произведения школьной программы и даже гораздо больше. Оцифрованные тексты художественных произведений уже давно находятся в обороте.
– Как проходит оценка проектов Всемирного банка?
– Иногда мне кажется, что у нас чересчур много всяких оценок и проверок. Сейчас, например, в Москве находится внутренняя проверка Всемирного банка. Она проводит ревизию первого образовательного проекта, который был поддержан Всемирным банком в России. Этот проект завершился 31 декабря 2004 года. Помимо этого все учреждения (это касается, например, вузов, которые получали средства в двух наших первых проектах) должны проходить через аудит. Часть вузов – не знаю, по этой ли причине или по иной – просто отказалась от участия в проекте. Они выиграли конкурс, потом познакомились с условиями проекта и сказали: нет, спасибо. Кроме того, закупки, которые осуществляются в рамках проекта, производятся российской структурой – Национальным фондом подготовки кадров (НФПК), полностью согласовываются и контролируются и Всемирным банком, и российскими контрольными структурами, включая Счетную палату. Если появляется хоть одна серьезная жалоба на расходование средств проекта, тут же для проверки фактов в Россию направляется внешняя комиссия. Когда мы говорим о любых социальных проектах и инвестициях, надо понимать, что не бывает проектов со 100-процентным КПД. Поскольку я проработал 20 лет учителем и сейчас продолжаю преподавательскую деятельность, то знаю: как бы ты ни старался, ты никогда не научишь весь класс на пятерку. Но в нашей системе существует много степеней защиты и от дураков, и от воров.

– Кто сможет принять участие в конкурсах по проектам Всемирного банка?
– Извещения о конкурсах уже вывешены в Интернете, много фирм-производителей электронных продуктов высказало желание поучаствовать в них. Формально конкурсы будут объявлены в марте. Хочу сказать, что крупные средства в проекте предусмотрены для поддержки различных инициатив. Когда Всемирный банк готовит очередной проект, эксперты ВБ проводят тщательный анализ соответствующего сектора. В нашем докладе «Политика информатизации и новая школа в России» (с ним можно свободно познакомиться на сайте www.worldbank.org.ru) мы как раз пришли к выводу, что в России – хотя денег у нас немного – есть особый ресурс: это учителя, их инициатива и энергия. Согласно данным нашего исследования этот ресурс у нас значительно больше, чем, скажем, в Англии. И потому новый проект предполагает много конкурсов, в которых смогут принять участие не только производители информационного ресурса, но школы и вузы. Эти конкурсы будет проводить НФПК, и вся информация о них будет висеть на сайте НФПК. Предлагаю всем желающим время от времени заглядывать на этот сайт.


Первый проект Всемирного банка в России был направлен на повышение уровня преподавания по политологии, социологии и экономике в 50 российских вузах. Каждый вуз получал на три года субзаем от ВБ в размере миллиона долларов, 50% которого обязывался вернуть Министерству финансов в течение 17 лет. По результатам проекта международные эксперты ВБ сравнили новые стандарты, которые используются в этих вузах, со стандартами Лондонского университета, Гарварда и других крупнейших вузов мира. По мнению международных экспертов, в преподавании вузовской политологии, экономики и социологии в пилотных вузах произошли позитивные изменения. Сегодня Министерство образования и науки готово учесть этот опыт при разработке новых стандартов высшего образования.
При поддержке ВБ был осуществлен также специальный подпроект по поддержке ассоциаций преподавателей экономики, политологии, социологии для поддержания горизонтальных связей между вузами.
На проект ВБ по реформе учебного книгоиздания было потрачено 18 миллионов долларов. Проект помог подняться малым издательствам учебной литературы. Заработал общедоступный электронный каталог учебников. ВБ вложил значительные средства в создание федеральной системы электронного заказа учебников, которой издатели, однако, отказались пользоваться.
Еще один проект ВБ, который продлится до июля 2006 года, посвящен реструктуризации школ и НПО в трех пилотных регионах – Чувашии, Воронежской и Самарской областях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru