Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Отучился – отработай!
К этому принципу региональные образовательные власти относятся неоднозначно

Если проект государственных возвратных субсидий станет законом, педагогическим вузам придется кардинальным образом пересматривать правила приема. Так как же относятся к идее ГВС ректоры педвузов?

Ректор Ярославского государственного педагогического университета
Владимир Афанасьев:

– Я считаю, что если вводить распределение, то для всех. Не должно быть вузов первого и второго сорта. А то как получается: выпускник университета сможет выбрать себе место работы, а выпускник педагогического или сельскохозяйственного вуза – нет. Это ненормально.
Вместо того чтобы придумывать в Думе эти проекты, лучше бы изучили опыт регионов по части трудоустройства.
Ведь почему не едут в села? Если человеку в одном месте дают тысячу рублей, а в другом десять, понятно, куда он пойдет. И принуждением эту проблему не решить.

Ректор Рязанского государственного педагогического университета
Анатолий Лифертов:

– Так проблемы не решить. Даже в советские времена не удавалось удержать на селе столько народу, сколько там требовалось.
Недостаток учителей в сельской местности – это социальная проблема, а не нравственная или патриотическая. Ребята сами ко мне приходят и просят: пошлите нас в село, в городе нам делать нечего! Только в нормальное село, туда, где есть детский сад для моего ребенка, где достаточно учеников, чтобы я и моя жена могли набрать учебные часы. А где ж такое село найдешь?
Я думаю, если распределение все-таки введут, начнутся активные поиски, как его обойти. Для женской половины вообще все просто – выйдет замуж за военного и уедет вместе с ним. Есть масса других путей – уход за больными родителями, мало ли что. К тому же как быть с Конституцией, в которой записано, что каждый человек имеет право на свободное перемещение и право выбора, где жить?
О чем вообще говорить, когда на селе нет условий для нормальной жизни? Все глухие углы необходимо поднимать в социальном плане. Но никакими распределениями этого не сделать.

Ректор Владимирского государственного педагогического университета
Дмитрий Макеев:

– Если бы нынешние студенты знали, что они будут устроены на селе, то ехали бы туда. Но сначала необходимо создать элементарные условия – жилье, дрова, топливо, льготы, а потом направлять людей.
Ведь сколько случаев у нас было – сперва человек едет, потом возвращается назад и устраивается в лучшем случае в городскую школу, а в худшем – в фирму.
В общем, я сторонник этого закона, но при одновременном решении социальных проблем.

Елена Леонтьева,
главный специалист по педагогическим кадрам Комитета образования Новгородской области:

– Сегодня после окончания педвуза в школу идут единицы. Многие учителя работают на полторы-две ставки. Более сорока процентов педагогов – люди пенсионного возраста. Школа нуждается в смене поколений.
Особенно нас беспокоит, что выпускники педвузов не хотят ехать в деревню. Причина не в отсутствии жилья, эта проблема в последнее время решается, а в отсутствии работы для второго члена семьи (например, жена – педагог, а муж – инженер).
Поэтому ныне действующая система целевой контрактной подготовки, основанная на трехстороннем соглашении между вузом, студентом и потенциальным работодателем, далеко не всегда эффективна. Целевики при желании всегда найдут лазейки, чтобы избежать отработки по месту назначения (как правило, это сельские школы).
Конечно, лучше было бы найти взамен принудительных мер материальные стимулы. Но образование – это самая большая статья расходов регионального бюджета. Дополнительных средств у нас в области нет. Конечно, мы стараемся поощрить учителей за результаты по ЕГЭ, за победы в областных конкурсах. Но эти надбавки, как и индексацию зарплаты, съедает инфляция.
В этом контексте вопрос о ГВС считаю актуальным и своевременным. В педагогических вузах должны обучаться только те люди, у которых есть к этому призвание. Зачем тратить государственные средства на студента, который не желает работать в школе? Подобная мера заставит абитуриентов более осознанно делать свой выбор.

Владимир Носков, руководитель Главного управления науки
и высшего образования министерства образования и науки Самарской области:


– У нас около 15–20% учителей не имеют высшего образования. Пока мы не можем отказаться от их услуг – в школах Самарской области насчитывается около тысячи вакансий. Особенно не хватает учителей на селе, несмотря на систему целевой контрактной подготовки. По данным 2004 года, из 180 абитуриентов, принятых в педвузы области по целевым направлениям, закончили обучение 164, а дошли до школы лишь 97 выпускников.
Договор, который заключают целевики, не подразумевает никакой материальной ответственности. Поэтому с государственной точки зрения введение ГВС оправданно. Это действительно поможет решить кадровые проблемы.
Однако высшая школа должна ориентироваться не на обеспечение экономики кадрами, а на реализацию конституционных прав граждан. Благодаря образованию человек из малообеспеченной семьи может повысить свой статус, нивелируется социальное расслоение. А мы хотим ограничить свободу выбора и социальной мобильности гражданина!
У нас теперь много педагогических университетов, которые помимо профессиональной подготовки дают широкое классическое образование. Но плохо ли это? Выпускник педвуза, который уходит в другие сферы деятельности, в том числе коммерческие, продолжает работать на государство, платит налоги в бюджет, за средства которого содержатся в том числе и педвузы.
Если рассуждать с позиций идеологов ГВС, то женщинам вообще не нужно давать образование, потому что многие из них становятся домохозяйками. Но домашнее хозяйство – это полноценный сектор экономики. И то, что детей воспитывает мама с высшим педагогическим образованием, в недалеком будущем даст экономический эффект. Не менее, а может, даже более серьезный, нежели обязательное распределение.
Поэтому по большому счету предлагаемая мера – это шаг назад.
У нас в регионе действует программа контрактной подготовки (не путать с целевой). Студент выпускного курса заключает договор с местными органами управления образованием и весь последний год получает повышенную стипендию. А если по окончании учебы он приходит на место службы, то получает единовременное пособие 40–50 тысяч рублей.
Кроме того, студенты 5-го курса педвузов проходят годичную практику в школе. В известном смысле это тоже форма отработки, которая оплачивается по соответствующему разряду.
В общем, вся проблема обязательного распределения упирается в деньги. Как сделать сферу образования привлекательной для молодого специалиста? Дать достойную оплату труда, чтобы он не думал, как ему устроиться в банк или в нефтегазовую отрасль.

Михаил Корягин, заместитель начальника отдела профессионального образования министерства образования Свердловской области:

– Государство вправе требовать, чтобы выпускник вуза отработал свое образование. ГВС сыграли бы положительную роль в плане обеспечения медицинскими и педагогическими кадрами. Думаю, что эта мера будет адекватно воспринята студентами. Может быть, конкурс в педвузы снизится, но лишь на первом этапе.
А у себя в области мы второй год выплачиваем молодым специалистам, в том числе педагогам, безвозмездное единовременное пособие в 20 тысяч рублей на хозяйственные нужды. Кроме того, выпускникам педвузов, которые пришли работать в школу, авансом присваивается первая квалификационная категория сроком на один год. По истечении этого срока начинающий педагог проходит аттестацию для подтверждения этой категории и, как правило, успешно. Поначалу учителя со стажем были недовольны этим новшеством, но теперь они относятся к нему с пониманием.
Эти меры действуют последние два-три года, но уже приток молодых учителей в школы увеличился, меньше людей уходят после первого года работы.

Станислав Нисимов, заместитель министра образования Республики Карелии:

– ГВС – это палка о двух концах. С позиции государства эта мера оправданная. С другой стороны, привлекать людей на работу нужно не в принудительном порядке, а за счет материальных стимулов. В каком-то смысле ГВС – это возврат к социалистической системе, к методам государственного регулирования, которые не вписываются в рыночные реалии современной России.
Поэтому ГВС я расцениваю как шаг назад.
Чем чревато данное нововведение? Естественно, снизится конкурс в педвузы, поскольку многие абитуриенты поступают в педвуз не для того, чтобы получить профессию,
а просто для того, чтобы получить высшее образование, которое дает возможность высокой социальной и профессиональной мобильности.
О чем свидетельствует статистика по нашему региону?
Примерно 40% выпускников педвузов трудоустраиваются по специальности, среди целевиков этот показатель выше вдвое.
А вообще проблема вакансий для нас не очень актуальна. Дефицит невелик – требуются только учителя иностранного языка, информатики и технологии, и то в очень небольших количествах. Более того, нам приходится сокращать пенсионеров, отбирать дополнительную нагрузку у тех, кто ведет 1,5–2 ставки, для того чтобы освободить места для молодых специалистов.
Поэтому не исключено, что в некоторых территориях система ГВС окажется невостребованной, особенно с учетом демографической ситуации. Подготовка учителей в нынешних масштабах превышает реальную потребность в кадрах. Педвузы уже отреагировали на эту ситуацию, открыв подготовку по непрофильным специальностям.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru