Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N44 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

ИГОРЬ ГОЛОМШТОК. ИСКУССТВО АВАНГАРДАИГОРЬ ГОЛОМШТОК. ИСКУССТВО АВАНГАРДА
В ПОРТРЕТАХ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
В ЕВРОПЕ И АМЕРИКЕ.
М.: Прогресс-Традиция, 2004

Книга Игоря Голомштока представляет собой очерки о жизни
и творчестве наиболее заметных фигур практически всех направлений художественного авангарда XX века. Цель автора – «показать
на конкретных примерах, как творчество большого мастера всегда несет на себе яркий отпечаток его личности, как “общий стиль времени”
или эстетические каноны того или иного течения под влиянием темперамента, национального характера, жизненных обстоятельств художника обретают облик его индивидуального стиля».
Кто были эти открыватели, основатели, родоначальники, разрушители старой и создатели новой художественной культуры? Если принцип жизнеописаний императоров и полководцев Плутарха применить
к мастерам культуры, то часто оказывается, что «какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка» лучше обнаруживают характер не только человека, но и его творчества, чем многие страницы описания стилистики его работ.
XX век часто называют эпохой революций: революции технические, социальные, политические, сексуальные потрясали наш мир на протяжении столетия. Игорь Голомшток пишет, что искусство тоже переживало свою революцию: «Ее могучая волна размыла и опрокинула тот фундамент, на котором пятьсот лет, еще со времен Ренессанса, прочно стояла художественная культура Европы. Под напором научных открытий рухнула прежняя система представлений о мироздании, т.е. представлений о том, что человек – это венец творения и мера всех вещей, а мир объективно таков, каким видит его человеческий глаз».
Одновременно с великими научными открытиями в начале XX века возник кубизм. На место свергнутого с пьедестала в качестве венца творения человека последователи кубизма водрузили машину – символ светлого будущего, но Первая мировая война превратила машину в символ убийства и опрокинула веру
в благо прогресса вообще. Возникли новые движения – дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, которые, как сказал Хосе Ортега-и-Гассет, «на предложенный жизнью набор проблем ответили набором решений»: эстетические, метафизические, социальные проблемы либо решались на путях идеологии классовой
или национальной борьбы, либо отражали идеологию «мирового абсурда». Однако идеологию мирового абсурда этих движений перехлестнули реальный абсурд и кошмар Второй мировой войны, гитлеровских
и сталинских концлагерей.
«Дольше других по времени, – пишет Игорь Голомшток, – продержалась идеология искусства как орудия
в классовой борьбе». От революционного авангарда 20-х годов и экспрессионизма эта идеология перешла
в эстетику тоталитарных государств и потерпела крах с падением Третьего рейха и обвала советской империи.
Последним крупным течением в искусстве двух континентов был поп-арт, который, попав на почву действительно массовой потребительской культуры, дал пышные всходы – зонтики, велосипедные колеса, утюги… «Все, что лежит под солнцем, есть искусство» – так искусство в старом значении этого слова окончательно растворяется в безбрежном море человеческой деятельности. Образы картин Дали
и Магритта, абстракционизм Кандинского, Малевича, Мондриана постепенно из области чистого искусства переходят в сферу дизайна, становятся достоянием коммерческой рекламы, телевизионных шоу, комиксов.
В первой части книги «Образы мира» Игорь Голомшток рассказывает о кубизме, метафизической живописи, фантастическом реализме, экспрессионизме, дадаизме и сюрреализме. Биографии замечательных художников Жоржа Брака и Пабло Пикассо, Джорджо Моранди и Марка Шагала, Рене Магритта и Сальвадора Дали подтверждают слова древних мыслителей: «Гений – это стихийное бедствие, но виноваты ли они сами в том, что природа сотворила их гениями?»
Вторая часть книги «Мир без образа» посвящена абстракционизму и поп-арту. Здесь биографии Василия Кандинского и Пита Мондриана, Джексона Поллока и Энди Уорхола… Это художники, которые «переключили свое внимание с мира материальных вещей на неизобразимый мир духовных сущностей
и беспредельного космоса». По выражению Мартина Бубера, «новый образ мира – это отсутствие всякого образа».
Третья часть книги Игоря Голомштока посвящена английскому искусству XX века, которое не пошло путем выдвижения новых художественных идеологий, систем, новаций, т.е. путем авангарда. Искусство Англии всегда было более связано с традицией, с жизнью – это не сменяющие друг друга художественные течения, а последовательный ряд мастеров, в творчестве которых индивидуальность творца всегда превалировала над «общим стилем». Это подтверждают биографии Стенли Спенсера, Генри Мура, Френсиса Бэкона и, наконец, очерк о художнике Уинстоне Черчилле – государственном деятеле, политике и писателе. Игорь Голомшток приводит слова этого замечательного человека о том, что, когда на него наваливалась «черная собака меланхолии», когда он оказывался в положении человека, который знает все
и не может ничего… он брал мольберт и отправлялся на природу. Очерк заканчивается словами Черчилля: «Если бы не живопись, я не смог бы жить: я бы не выдержал напряжения бытия».
Послесловие в книге посвящено одной из «древнейших профессий» – искусству подделок: поддельные клинописные надписи древнего Вавилона, поддельные записки «очевидцев» Троянской войны, подметные письма, липовые документы, протоколы, дневники… Вершиной этого нагромождения обманок являются, конечно, подделки произведений искусства. Даже молодой Микеланджело подделывал античные скульптуры и произведения своих учителей, чтобы доказать себе и миру, что может работать не хуже. Биографии «великих фальсификаторов» Хан ван Мейгерена, Тома Киттинга, Эрика Хебборна и сэра Энтони Бланта читаются как захватывающие детективы. Особенно интересно то, что некоторые из этих художников дожили до появления подделок под их собственное искусство, а были и такие, которые приписывали своей руке знаменитые шедевры, к которым они не имели никакого отношения.
История изобразительного искусства XX века ясно показывает, «что один стиль или способ восприятия не может вытеснить другой; и, избежав железных объятий исторического детерминизма, искусство может теперь стать тем, чем оно хочет быть… Как сказал один персонаж из «Алисы в стране чудес», все победили, и теперь каждый должен получить приз».

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru