Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N44 
 

Михаил Ильич СЛУЧ,
Елена КУЦЕНКО

Как школе заработать деньги

Инструкция по «спасению утопающих» устарела, не успев выйти в печать

На этой странице вкладки вы часто встречаете информацию о конкурсах для педагогов. Расспрашивая знакомых учителей, мы выяснили, что многие, примеряя возможность участия в конкурсе на себя, в конце концов решают махнуть рукой на эту затею: да мы же самые обыкновенные...
И отказываются. Поэтому мы решили заглянуть за кулисы одного из конкурсов, находящегося сейчас на стадии выбора победителей. Интересно ведь узнать не столько фамилии выигравших (особенно если твоей среди них нет), сколько саму «кухню»: кто обычно участвует, востребован ли опыт «обыкновенных» школ, из каких соображений человек включается в это соревнование, в чем результат конкурса. Кстати, результатом в этом случае должен был стать сборник статей педагогов-практиков о том, как школе заработать деньги. Проблема более чем актуальная. Конкурс проводил Национальный фонд подготовки кадров, а идею предложили несколько лет назад молодые директора школ Санкт-Петербурга.
О проведении конкурса рассказывает Михаил Ильич СЛУЧ, координатор проекта, завуч одной из московских школ.

– Закон об образовании в демократическом варианте появился в 1992 году, когда школам разрешили зарабатывать деньги. Но по многим причинам зарабатывание это происходило не слишком успешно. Прежде всего потому, что любой директор школы в первую очередь обладает педагогическими знаниями и способностями, а не менеджерскими – он просто не умеет заниматься бизнесом. Кроме того, образование всегда было бесплатным, и мысль о том, чтобы продавать образовательные услуги, поначалу казалась для многих педагогов неприемлемой.

Публикация статьи произведена при поддержке образовательного центра "Альтернатива" в Екатеринбурге. Программы дополнительного образования и повышения квалификации по направлениям менеджер, делопроизводитель, кадровик, оператор ПК, администратор, бухгалтер и другим. Обучение проводится для физических и юридических лиц, дистанционное обучение, предоставление скидок. Посмотреть полный список программ обучения и семинаров, контакты и расписание занятий Вы сможете по ссылке: http://edualt.ru/raspisanie-kursov.

Тем не менее образование – и дошкольное, и среднее – остро нуждалось (и нуждается) в дополнительном финансировании. Некоторые школы за эти годы так или иначе научились зарабатывать. Логично и полезно было бы собрать рассказы об удачном опыте преодоления вечного школьного безденежья и издать книгу, чтобы другие директора могли этим опытом воспользоваться. Опубликовать именно реальные истории успешного привлечения внебюджетных средств, а не абстрактные рекомендации и не изложение законодательства, что тоже, без сомнения, необходимо (тем более что финансовые законы и бухгал-
терские правила чрезвычайно запутанны и постоянно меняются). К сожалению, директоров нигде не учат заниматься предпринимательством, и любой опыт в этой области накапливается только на практике, с трудом, методом проб и ошибок.
– Многие ли школы отваживаются участвовать в конкурсе?
– Из-за того что конкурс был объявлен в неудачное для школьных педагогов время – 1 июня, заявки стали поступать только ближе к концу объявленного срока. Да и участвовать в конкурсе считают для себя обычной практикой лишь некоторые директора школ из крупных городов. Небольшие же провинциальные школы даже не рассматривают такой возможности. Примерно как слетать на Луну. И напрасно, кстати.
Поэтому пришлось организовывать письма в региональные органы управления, чтобы они уже сообщали в свои школы о такой возможности. Или не сообщали – в зависимости от личных предпочтений какого-нибудь функционера. Да еще как раз в это время формировалось новое министерство, которое более или менее стало подавать признаки жизни только осенью. Тут уж не до какого-то конкурса.
– А что побуждает школу участвовать в конкурсе?
– Во-первых, победители получат некоторую сумму на доработку материалов, чтобы их можно было опубликовать. И во-вторых, заявят о себе. Это важно особенно для провинциальных школ: публикация их опыта, да еще в Москве, – своего рода охранная грамота от возможного произвола местных властей. Ведь в провинции ситуация с внебюджетными средствами очень сложна: местные власти зачастую незаконно ограничивают финансовые инициативы школы; насылают бесконечные проверки на директоров, стремящихся к независимости.
– С другой стороны, лучше не щеголять самостоятельностью лишний раз: у школы и так проблем хватает.
– Ситуация за год-полтора очевидно изменилась и многих действительно напугала: заявить о себе, рассказать о том, как зарабатываешь, – значит навлечь на себя лишние неприятности. Лучше не высовываться – от греха подальше. Мы предполагаем, что известные столичные школы, имеющие опыт привлечения дополнительных средств, именно из-за этого участвовать не рискнули. Школы, конечно, продолжают изыскивать средства, но теперь к трудностям зарабатывания денег прибавилась проблема «как бы не отняли». Ведь печально известный 122-й Федеральный закон, вышедший в конце августа, внес изменения и в Закон «Об образовании». И теперь государственная школа не может иметь расчетные счета. А внебюджетные средства, с таким трудом заработанные школой, должны быть переведены с 1 января на лицевой счет в казначейство. А оттуда их легко и без вашего согласия могут снять для оплаты счетов, выставленных энергетиками или, например, службами, вывозящими мусор.
– Вероятно, устроители конкурса, уже выбирая победителей и готовя к печати книгу, задались вопросом: а не устарела ли она еще в процессе создания?
– Книгу мы, конечно, издадим. Но теперь придется провести анализ всех победивших материалов по юридическим, бухгалтерским и налоговым параметрам, чтобы рекомендации соответствовали изменившимся условиям. Для этого понадобится времени больше, чем предполагалось, но мы надеемся завершить проект и разослать книгу по региональным органам управления образованием.
– Какие школы наиболее активно участвовали в конкурсе?
– Больше всего заявок было из небольших городов. Это лицеи и гимназии, которыми руководят энергичные и инициативные директора, за полтора десятка лет преодолевшие все трудности и напасти, выпавшие на долю первооткрывателей. Соответственно у них самый большой опыт по привлечению внебюджетных средств. Значит, можно предположить, что они смогли собрать самых лучших учителей, лучшее оборудование, завоевать наилучшую репутацию в городе.
– И чем же чаще всего зарабатывают школы?
– Никаких неожиданных способов среди заявок мы не встретили. Большинство школ предлагает широкий спектр платных образовательных услуг: от дошкольного воспитания до профориентации, предвузовской подготовки и курсов для взрослых. Принципиально новые, оригинальные идеи вроде размещения рекламы, как в западных школах, наши пока не осваивают.
Еще один распространенный способ заработка – ученические производственные бригады. Он больше характерен для сельских школ. Там ребята или выращивают сельхозпродукцию, или работают в мастерских, или осваивают народные промыслы. Деньги зарабатывают совсем небольшие, этот опыт скорее необходим для решения педагогических задач.
– Кстати, пересекаются ли необходимость заработать и педагогическая деятельность школы? Или это тягостный, но необходимый труд, не имеющий отношения собственно к образованию?
– В том случае, когда для ребят создают возможность работать и зарабатывать, связь экономического и педагогического факторов очевидна. Но даже в том случае, когда директор привлекает спонсорскую помощь крупного градообразующего предприятия, эта связь тоже существует. Ибо руководство завода, давая школе деньги, получает возможность влиять на образовательную политику.
Вообще школа находится в трудном положении: с одной стороны, это учреждение, которое должно выполнять то, что ему поручил учредитель – государство. С другой – она вынуждена заниматься предпринимательской деятельностью. По сравнению с началом 90-х, когда всю прибыль разрешалось реинвестировать, нынешнее отношение к школе стало гораздо более жестким: школы постепенно лишили целого ряда налоговых льгот, обязали платить даже налог на прибыль, а сейчас и вовсе «построили». И это было бы правильно – школа должна заниматься своим делом, – если бы учредитель полностью финансово обеспечивал то, что сам же школе поручил. На деле же школа предоставлена самой себе и выкручивается как может.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru