Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ

В 1997 году четыре субъекта РФ – Санкт-Петербург, Нижегородская, Новгородская, Самарская области – по своей инициативе взяли ПТУ на региональный баланс

“Мы увидели, как рушится система НПО, и до этого никому
на федеральном уровне нет дела”

Все годы с момента размежевания эти регионы не получили ни копейки из федерального бюджета, решая проблемы НПО своими силами. Насколько удалась им эта задача? Для того чтобы разобраться в ситуации, мы задали несколько вопросов руководителям профильных ведомств.

– Сократилось ли число ПТУ и учащихся после передачи?
– Как изменились показатели финансирования?
– Изменились ли программы, по которым учат в ПТУ, и участвуют ли работодатели в составлении этих программ?
– Каковы показатели трудоустройства выпускников ПТУ до и после передачи их на региональный уровень?
– С какими сложностями столкнулись министерства, когда передача ПТУ только началась?
– Считают ли они, что такая схема – ПТУ в ведении регионов – правильна для всей России?

Владимир Аверкин,
председатель комитета образования Новгородской области:
“За качество профессионального образования должны отвечать и работодатели”

– Все эти годы мы объединяем ПТУ и ссузы, ведущие подготовку по одинаковым специальностям. Для нас важно не то, сколько ПТУ было и сколько осталось, а то, могут ли все желающие получить начальное профессиональное образование. С этой задачей мы справляемся. Тем не менее назову конкретную цифру: до передачи у нас было 25 ПТУ, стало 27.
Сегодня затраты на одного учащегося ПТУ составляют в среднем 19 тысяч рублей в год. Этого явно недостаточно.
На чем можно выиграть дополнительные средства? Мы поставили перед собой цель: принимать в ПТУ только после 11 класса – и сейчас ищем экономические механизмы, которые бы стимулировали учителей не выгонять неблагополучных учеников, а давать им полное среднее образование плюс профильное обучение.
За счет этого срок обучения в ПТУ можно сократить с нынешних двух-трех лет до девяти месяцев. Соответственно уменьшатся затраты бюджета на проживание, питание и проезд учащихся.
Надо отметить, что учреждения профессионального образования хорошо приспособились к рынку: в ПТУ открываются краткосрочные курсы за счет средств службы занятости, работодателей, населения. Внебюджетные средства составляют примерно пятую часть в общей сумме доходов ПТУ.

Структура профессиональной подготовки за эти годы обновилась примерно на 20%: мы начали готовить барменов, менеджеров, страховых агентов, специалистов по логистике и т.д. В то же время ряд специальностей (электроника, металлообработка) пришлось ликвидировать. Все изменения в учебных программах мы согласуем с работодателями. Мы говорим им: если вы сегодня не проснетесь, завтра будет поздно, и вам придется заниматься переподготовкой. Некоторые работодатели организуют практику у себя на производстве, финансируют подготовку по определенным специальностям, доплачивают мастерам производственного обучения. Но так поступают далеко не все. Поэтому необходимы законодательные акты, которые закрепили бы ответственность работодателей за качество профессионального образования.
Кстати говоря, четыре года назад мы ввели вот какое новшество: если по специальности трудоустроилось не менее 80% выпускников, директор ПТУ получает надбавку к заработной плате, если этот показатель не превышает 40%, доплата не полагается. Процент трудоустройства резко повысился.
Теперь о проблемах. С самого начала мы столкнулись с несправедливым отношением со стороны министерства. Вместо того чтобы поддержать четыре субъекта РФ, которые взяли на себя ответственность за НПО, нам сразу же дали понять, что мы должны рассчитывать только на собственные силы. Мы не получили ни копейки из федерального бюджета, нас не включали в различные целевые программы, в том числе по информатизации.

Передача ПТУ на региональный уровень – правильное, но запоздалое решение. Это нужно было сделать давно, еще в начале 90-х, как только рухнула отраслевая система подготовки кадров и страна перешла на рыночные рельсы. Если бы это произошло вовремя, мы бы уже серьезно продвинулись в решении этих проблем.
Более того: тот факт, что на федеральном уровне оставили несколько ПТУ и ссузов, – это ошибка. Роль федерального центра состоит в том, чтобы контролировать выполнение регионами следующих задач:
– гарантии доступности НПО для всех желающих;
– установления единого для всех норматива – 25 тыс. рублей в год на учащегося ПТУ. Если в регионе не хватает денег, необходимы дотации из федерального бюджета;
– трудоустройства вы-
пускников ПТУ по специальности;
– создания юридических оснований для привлечения работодателей в систему профессионального образования;
– разработки новых стандартов.
Виктория Прудникова,
заместитель министра образования и науки Самарской области:
«У нас большинство директоров ПТУ получили второе образование по специальности “менеджмент в социальной сфере”»

– Мы приняли около 90 ПТУ, теперь их стало 48 – за счет объединения, укрупнения. Зато средняя наполняемость возросла с 200 до 500 человек.
Почему нам важно иметь крупные образовательные учреждения? Потому что сегодня трудно выжить ПТУ, которое готовит только по одной-двум профессиям. Многопрофильные учреждения могут более гибко реагировать на меняющиеся требования рынка труда.
После укрупнения мы начали объединять ПТУ и ссузы, создавая многоуровневые многопрофильные комплексы. По статусу это учреждения СПО, которые в обязательном порядке реализуют программы НПО. Первый такой комплекс – Сызранский губернский колледж – был создан в конце 90-х и включил в себя три ПТУ и один ссуз. Здесь ведется подготовка по широкому спектру специальностей – от сельскохозяйственных до педагогических.

Расходы на одного учащегося ПТУ в области составляют в области около 11 тысяч рублей в год. Это норматив, в который входят зарплата педагогов и мелкие расходы. В дополнение существует ряд целевых программ по обеспечению ПТУ оборудованием, материалами и т.д. В 2005 году на эти цели выделено 118 миллионов рублей.
Каждый год госзаказ на подготовку кадров и контрольные цифры приема согласуются со Службой занятости, Союзом работодателей и Министерством труда. Количество бюджетных мест по той или иной специальности ежегодно меняется. Скажем, лет семь назад серьезно сократилось количество бюджетных мест по специальности “металлообработка”. А сегодня по этому направлению подготовки самый большой госзаказ в структуре НПО.
При губернаторе Самарской области действует совет по кадровой политике, в который входят работодатели. Недавно руководитель завода “Прогресс”, который производит ракеты-носители, предложил нам готовить выпускников техникумов еще и по рабочим специальностям. Мы восприняли это как руководство к действию.
Работодатели за свои средства организуют производственную практику на современном оборудовании. Ведь сколько бы мы ни вкладывали денег в переоснащение ПТУ, все равно никогда не угонимся за предприятиями.
Среди незанятого населения Самарской области процент безработных с начальным профессиональным образованием самый низкий. До передачи ПТУ на областной уровень этот показатель был выше. Сегодня каждое ПТУ, прежде чем получить госзаказ на подготовку специалистов, обязано представить договоры с работодателями на подготовку определенного количества кадров.

Мы серьезно подготовили руководителей ПТУ к работе в новой ситуации. Почти все они прошли переподготовку либо получили второе высшее образование по специальности “менеджмент в социальной сфере”. Кроме того, в каждом ПТУ создали маркетинговые службы, которые занимаются исследованием рынка труда и рынка образовательных услуг, чтобы избежать дублирования специальностей и повысить конкурентоспособность.

Передача ПТУ в ведение региона – абсолютно правильная мера, но произошло это слишком поздно. Это нужно было сделать 5–10 лет назад, ведь уже тогда НПО готовило специалистов для конкретной территории. Из Москвы невозможно управлять многотысячной сетью ПТУ.

Николай Бабанов,
заместитель министра по науке и профессиональному образованию
министерства образования и науки Нижегородской области:
“Надо отрабатывать юридические и финансовые механизмы передачи образовательных учреждений”

– За эти годы число учащихся не сократилось, хотя число ПТУ уменьшилось. Мы укрупнили несколько учебных заведений – например, в городе Дзержинске пять ПТУ объединили в три. Профессиональные лицеи в сельской местности преобразовали в техникумы, которые готовят по интегрированным программам среднего и начального профобразования. И за такой интеграцией – перспектива.

Бюджетные средства не являются единственным источником финансирования: ПТУ самостоятельно зарабатывают около 40% от общей суммы доходов. Хотя следует признать, что последние изменения в законодательстве не способствуют успешному ведению хозяйственной деятельности. Тем не менее на базе многих училищ действуют предприятия, которые выпускают машины, телевизоры, соки, другие товары.
Контрольные цифры приема формируются в соответствии с договорами училища и предприятия. У нас налажено взаимодействие с Ассоциацией промышленников и предпринимателей Нижегородской области. Предприятия помогают в оснащении и ремонте ПТУ, в организации практики, доплачивают мастерам производственного обучения. Министерство образования и науки заключило договор с немецкой строительной фирмой “Авангард-Кнауф”, мастера ПТУ повышают свою квалификацию на этом предприятии. Кроме того, “Авангард-Кнауф” снабжает профильные ПТУ материалами, оборудованием.
Еще один яркий пример сотрудничества – Заволжский моторный завод. Это градообразующее предприятие, где трудятся 18 тысяч человек, создало систему непрерывного профессионального образования для своего производства: ПТУ – техникум – филиал технического университета – переподготовка и повышение квалификации в учебном
цеху.
Показатель трудоустройства выпускников ПТУ в нашей области составляет 93%, что гораздо выше, чем в среднем по стране. Понятно, что существует определенная диспропорция между рабочими специальностями (станочниками) и сферой обслуживания.

Когда в 1997 году мы взяли на свой баланс ПТУ, нам пришлось два года расплачиваться по федеральным долгам. За весь этот период нас ни разу не включили в федеральные целевые программы.
Сфере НПО необходима помощь федерального центра живыми деньгами в виде субвенций, а не за счет изменения налогооблагаемой базы.
С этого года идет массовая передача ссузов и ПТУ в ведение субъектов РФ, а нормативные акты не подготовлены, не заложены деньги в региональных бюджетах, имущество образовательных учреждений числится за федеральным центром. Наш опыт показал, что надо очень четко отрабатывать юридические и финансовые механизмы передачи образовательных учреждений с одного уровня на другой.
Чем лучше проведена подготовительная работа, тем меньше риск приватизации и закрытия.
Несмотря на все трудности, передача ПТУ на региональный уровень – шаг оправданный. Теперь придется жестко считать деньги, учитывать и демографический фактор, и потребности в кадрах. Обучать одинаковым специальностям в разных ПТУ уже будет нерентабельно. Но действовать надо разумно, исходя из объективных предпосылок.

Беседовала
Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru