Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Евгения СОКОЛОВА

Торговые маски обучающих программ

«Клиффорд учит английский», «Пятачок сдает экзамен по анатомии», «От плуга до лазера» – сегодняшний рынок медиапродуктов пестрит завлекательными названиями различного рода обучающих программ, предназначенных для вашего ребенка. И хотя на самом деле таких «обучалок» на сегодняшний день не так уж и много, порядка сотни, разобраться в том, какие из них действительно заслуживают вашего внимания, не так-то просто. Тем более что по странной традиции фирмы, отвечающие за выпуск этих дисков, не считают необходимым публиковать… имена авторов, создавших соответствующий продукт. Значит ли это, что содержание дисков просто-напросто откуда-то пиратски слизано? Вполне возможно. Но потребителю (в данном случае педагогу или родителю) от этого не легче.
Культура общения с книгой в значительной мере определяется тем, насколько мы готовы и способны идентифицировать автора книги. Это только совсем неразвитый читатель приходит в магазин и просит: «Дайте мне что-нибудь из фантастики!» Чем более развит читатель, тем больше он ориентируется на имя автора. А если речь о переводной литературе, то и на имя переводчика. И только в дурном сне мы можем представить такую ситуацию: приходим в книжный магазин, а там на всех книгах стоят только грифы издательств и… ни одного персонального автора.
Однако именно таким образом обстоят дела на рынке медиапродуктов. Мало того, что аннотации к дискам чаще всего, что называется, ни о чем, так еще и авторы неизвестны.
Можно, конечно, возразить, что у мультимедийного продукта сложный, коллективный автор. Есть авторы текстов. Есть авторы-составители. Есть авторы программной идеи. Есть художники-дизайнеры. Есть собственно программисты… А к тому же рынок «обучалок» не настолько велик, и потребитель этого рынка не привык читать и запоминать фамилии авторов.
Но ведь культура восприятия и потребления воспитывается. Привычка узнавать автора на титуле книги тоже не сразу появилась, и еще в средние века анонимность книжного продукта была почти что нормой. Так и с компьютерными программами: неплохо бы постепенно формировать культуру мультимедийного потребления. Чтобы ребенок понимал: он не с анонимной продукцией фирмы «Фаргус» общается, а с человеком, командой, которая сделала этот конкретный мультимедийный продукт, опираясь на какое-то свое видение предмета, понимание смысла обучающей игры, природы ребенка, в конце концов. Обязательно надо печатать данные об авторах на этих красочных бумажках, которые лежат между пластиковой коробочкой и диском. К сожалению, даже на таких дисках, как «История Древнего мира, 5 класс», на которых стоит поощрительный гриф Минобразования, сведений об авторах нет.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru