Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Александр ЛОБОК

Магический зоопарк

О еще одной возможности услышать и понять своего ребенка

Незадолго перед новым, 2005 годом я решил приобщить своих взрослеющих дочерей к миру новейших компьютерных игр, именуемых в просторечии “стратегиями”, да и самому захотелось попробовать разобраться в их хитросплетениях и развивающих возможностях.
Пришел в специализированный магазин, покрутился у полок и после недолгих размышлений выбрал диск “Magic Zoo”, предлагающий пользователю стать архитектором, строителем и заботливым управляющим полноценного зоопарка, населенного животными со всего мира.
Честно скажу – выбрал вовсе не потому, что хотел облагодетельствовать дочерей какими-то тайными воспитательными целями (любовь к животным и все такое). Просто самому захотелось попробовать себя в роли виртуального архитектора и “зоопарковеда” – с детства тянуло во всякого рода зоопарки и всегда мечтал построить такой зоопарк, в котором животным было бы и уютно, и вольготно. И вот такая удача!
Естественно, что разбираться с игрой – что нужно делать, как играть, какие в игре явные и скрытые возможности – начал вместе с Сашкой и Машкой.
Так уж сложилось, что до сих пор никто из нас в игры такого рода не играл (мне как-то все не до того было, да и девчонки предпочитали более традиционные формы досуга). И тут такой новогодний подарок – возможность забыть о делах и на много-много часов (благо впереди новогодние праздники!) погрузиться в бурное обсуждение с собственными детьми особенностей и тонкостей совершенно нового и непривычного дела.
И чем больше мы “ползали” по игре, забирались в ее самые разнообразные ответвления, тем больше открывались воистину неисчерпаемые ее возможности – возможности моделирования архитектурного, пространственного, временного, экономического, биологического… Вначале не удавалось построить даже простейшие вольеры, чтобы животные “согласились” в них жить. Надо ведь для выбранного животного (при том что выбор весьма велик) и почву подобрать, и растительность посадить, и рельеф местности подходящий создать, и водоем, и ограждение для посетителей… Мы исследовали, копались в представленной на диске справочной информации – и вот первые удачи. А уж когда наши животные начали в неволе размножаться – появились детеныши у львов, у носорогов, у пингвинов, – радости не было предела. Значит, все в порядке, все делаем правильно… И так забавно было наблюдать за прыжками молодых львят или за юными пингвинами, ныряющими в только что выстроенный тобою водоем, – ни с чем не сравнимое чувство детской радости.
Впрочем, игра постоянно показывала свой норов: созданная нами жизнь не желала признавать волю своих создателей и “растекалась” по направлениям, которые мы вовсе даже не планировали и не предполагали. И это создавало истинную интригу: мы перехватывали друг у друга мышку, подсказывали друг другу новые идеи, отчаянно спорили вокруг тех или иных тактических или стратегических решений.
Очень скоро выяснилось, что зоопарк требует постоянной заботы не только о животных, но и о посетителях. Нужно строить пиццерии и сосисочные, создавать зоны отдыха, расставлять корзины для мусора, нанимать персонал для уборки территории и ухода за животными… Оказалось, что зоопарк – это сложное экономическое предприятие. И чтобы покупать новых животных и создавать для них красивые и удобные вольеры, нужны деньги. А чтобы были деньги – нужно привлекать посетителей. Делать так, чтобы им хотелось приводить в зоопарк своих друзей и знакомых. И пытаться прогнозировать: стоит или не стоит поднимать входную плату? Если все хорошо и привлекательно, можно и повысить. А вдруг это распугает посетителей и доходы зоопарка не повысятся, а уменьшатся?.. Впрочем, если все хорошо и удачно, если животные не болеют, если смотрители успевают наводить чистоту и вовремя кормить растущее многовидовое племя, посетителей ничуть не отпугивает высокая входная плата – и только успевай расставлять для них все новые и новые точки общепита…
А еще, если все на самом деле хорошо, откуда ни возьмись появляется частный инвестор и подкидывает какую-то сумму на развитие зоопарка. И можно строить новые вольеры, привлекая к строительству не только свободные финансы, но и свою фантазию вкупе с накопленным опытом. И какое счастье, какой азарт видеть, что количество посетителей твоего зоопарка уже перевалило за пятьсот, а то и за тысячу, и они плотными толпами ходят по выстроенным тобою дорожкам, а ты тут и там видишь прыгающих от радости детей и вспышки фотоаппаратов в руках взрослых…
Но когда “выныриваешь” из игры в реальный мир, понимаешь, что главное в этой игре была вовсе и не “познавательная” ее составляющая (хотя информации о животных или об экономических законах мироустройства – бездна), и не опыт проживания некоей виртуальной жизни, а нечто совершенно иное – опыт понимания и диалога со своими собственными детьми.
Так что не надо говорить, что компьютерная игра – это уход от реального мира. Если вам не интересно заглянуть в мир, который строит ребенок, – то да. Но если вам интересен ваш ребенок – вы обязательно заглянете в построенные им миры и поразитесь тому, как много может дать совместное путешествие по этим мирам. Особенно если вы готовы освободиться от своей взрослой чопорности или пожертвовать очередным телесериалом.
И тогда это будет настоящее образование и настоящая жизнь. И опыт совместного с ребенком проживания этой настоящей жизни. И опыт настоящего диалога по поводу реального дела. То главное, на что обычно совершенно не хватает времени.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"