ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Перевод Людмилы ПЕЧАТНИКОВОЙ
Школа выиграет. Если научится
играть
Западные интеллектуалы обсуждают
перспективы компьютерной экспансии в
образование
Пять крупнейших специалистов в области
видеоигр собрались за «круглым столом», чтобы
обсудить, почему до сих пор школа так мало
использует этот важнейший ресурс, неотразимо
привлекательный для всякого подростка, –
удивительно эффективное средство обучения чему
угодно, лишь бы игра была разработана с умом.
Позвольте представить собеседников.
Джеймс Поль Ги – профессор университета в
Висконсине, лингвист, автор книги “Чему нас учат
видеоигры”. Джон Херц – автор книги “Народный
джойстик” и множества эссе об игровом дизайне,
сотрудник “Нью-Йорк таймс”. Ренди Хинриш –
сотрудник исследовательского отдела Майкрософт,
заинтересованный в активизации процесса
образования при помощи видеоигр. Марк Пренски –
автор многих обучающих игр и книг о них, а также
программист, к которому обращаются за помощью
такие крупные организации, как Nokia, Phaiser и
Министерство обороны США. Наконец – Бен Соуер,
содиректор и соорганизатор множества
международных сообществ, занимающихся
внедрением компьютерных технологий в школьную
программу.
Новая реальность
Чем вас не устраивает современная школа?
Джеймс Поль Ги. Сегодня ребенок
гораздо активнее получает образование в своей
дружеской компании, чем в школе. Подростки
недоумевают: к чему сидеть на лекциях в душной
комнате, набитой людьми, когда все то же самое
можно узнать в более приятной обстановке и
гораздо быстрее.
Ренди Хинриш. Современное образование
держится на традиционной модели дефицита
информации. В былые времена действительно трудно
было добыть хорошие книги, новейшие факты. И
опытного учителя было нелегко найти. В такие
времена школа становилась единственным выходом
(к тому же экономически необременительным) в
культуру, к знаниям. Сегодня условия изменились,
а модель школы… чудом сохранилась.
Джеймс Поль Ги. Имея Интернет,
удивительные компьютерные возможности, игры, где
учишься на ходу и всего добиваешься сам, странно
продолжать обучение в четырех стенах, на которых
развешаны доисторические наглядные пособия.
Зачем учитель так упорно продолжает вещать у
доски? Слушать лекцию – ведь это, в сущности, все
равно что вступать в диалог с магнитофоном,
прокручивающим один и тот же текст на разных
скоростях…
Я не предлагаю распустить детей по домам, где они
могли бы учиться самостоятельно по книгам и
сайтам. Нет, школа – бесценный социальный опыт,
возможность взаимодействия со сверстниками. Но
почему она превратилась в совершенно
неинтеллектуальное заведение, отставшее на
столетие от стремительного движения науки?
Ренди Хинриш. Посмотрите, как различна
мотивация детей. С одной стороны, ребенок,
который рано утром, в половине девятого, приходит
в надоевшее классное помещение и спросонья вяло
пытается что-то услышать и запомнить. А с другой
– тот же ребенок, сидящий за компьютером. На нем
лежит ответственность за следующий ход. За ход
событий. И он стремителен. Его не нужно
уговаривать. Он учится взахлеб.
Джон Херц. В игре можно перепробовать
множество вариантов. А если так поступить? А что
произойдет в такой ситуации? И сразу получаешь
результат. Не на словах – на экране. Наглядно,
зримо, почти ощутимо. Можно исследовать, изучать.
В университете у меня был прекрасный
тьютор-биолог. Мы с ним много беседовали. Он
задавал мне вопросы о том, что я вроде бы уже знаю,
но так, чтобы я ощутил границы этого знания. И
чтобы я понял, куда двигаться дальше. Честно
сказать, без него я не сумел бы добиться успеха.
Однако большинство ребят не имеют личного
педагога. Они работают в группе, пусть небольшой.
Совместно что-то обсуждают. Кто-то лидирует,
кто-то тормозит. И почти невозможно в живом
общении подвести шестерых-семерых разных людей к
границам их познаний. А вот в виртуальном
пространстве это возможно.
Марк Пренски. Мне кажется, сегодня мы
все больше идем к тьюторскому образованию. А
большинство тьюторов прекрасно ориентируются в
мире компьютеров и компьютерных игр, с ними можно
общаться и лично, и виртуально.
Большой мир, открытый личному опыту
Может ли компьютерная игра дать ученику
понимание обстоятельств и ситуаций, непривычных
для его повседневного опыта?
Джеймс Поль Ги. Хорошая
обучающая игра – это огромный мир в маленькой
коробочке. Мир, в который каждый игрок может
войти. И получить важный опыт: понять, насколько
его фантазии совпадают с реальностью. Вот игра
“Американская армия”. Там надо служить в армии.
Хочешь стать военным? Сначала поиграй, пойми, что
тебя ждет, как устроена система, в которую ты
стремишься попасть. И даже если ты пацифист,
сыграй в эту игру. Появятся более весомые
аргументы в споре.
Марк Пренски. В игре, моделирующей
определенные процессы, условия, мы можем прожить
то, о чем прочитали в книгах. Это особенно важно
при изучении естественных наук, биологии, физики,
социологии. Компьютерное моделирование
позволяет осознать взаимодействие множества
разнородных факторов. Пока читаешь о них на
страницах учебника, связей не чувствуешь. А вот в
живом, меняющемся мире компьютерной игры
понимаешь мгновенно. Если бы школа активнее
использовала возможности компьютерных моделей,
у нас было бы больше ученых-естествоиспытателей.
Бен Соуер. Игра – прекрасная форма
тестирования своих сил. Например, испытание по
реальной экономике. Одно дело рассказать, как
действует финансовая биржа, другое дело –
сколотить виртуальный капитал. Или промотать все
деньги (к счастью, тоже виртуальные) и снова сесть
за учебник, пытаясь понять, что ты не учел... А если
хотите проверить свои медицинские познания –
проведите диагностику виртуального пациента,
поставьте диагноз, полечите... Если не умер,
можете переходить к живым.
Ренди Хинриш. Видеоигры оказывают
огромное влияние на речь ребенка. Послушайте,
какие слова произносят восьмилетние малыши со
знанием дела: ресурсы, последствия,
предусмотрительность. Слова влияют и на
поступки.
Джеймс Поль Ги. Игра подсовывает тебе
новые слова, новую информацию только тогда, когда
ты сам об этом попросишь. Маленькими порциями и
лишь то, что немедленно пригодится, то, что ты
сразу можешь использовать. Слово сразу
связывается с предметом, действием. Тогда как
школа впихивает в ребенка информацию огромными
блоками, вне всякой связи с его жизнью, его
интересами, вопросами. Он не успевает пощупать,
попробовать и половину того, о чем ему говорят.
Слово остается для него пустым, не наполненным
смыслом, реальностью.
Другое измерение
Родители, учителя испытывают тревогу, видя, как
ребенок часами просиживает у экрана электронной
машины, лишенный живого общения, оторванный от
реального социума. Насколько оправданна эта
тревога?
Марк Пренски. Отличительное
качество хорошей видеоигры – создание мотивации
к взаимодействию с реальным миром. Игроку все
время нужна дополнительная информация.
Приходится искать разные источники,
выспрашивать друзей, взрослых, советоваться,
обмениваться опытом, помогать другим игрокам –
одним словом, общаться. В результате возникает
целый коллектив, который принимает совместные
решения, делит ответственность, сталкивается с
последствиями этих решений... А вот в классе такое
происходит крайне редко.
Есть игры, специально предназначенные для
командного участия. Состав команды подбирается в
зависимости от типа предстоящей работы.
Поскольку игра требует разных видов
деятельности, разных навыков, приходится
собирать команду из разных игроков. Вам
потребуется и ученый, сведущий в математике, и
энергичный воин, и знаток магии, и поэт. Находками
одного игрока могут воспользоваться остальные,
как и в жизни.
Посмотрите: то же самое происходит и в большой
науке, в физике, например. Исследуя какую-то
проблему, мы ищем хорошего теоретика, хорошего
экспериментатора и еще много всяких людей с
разными талантами.
В жизни важно уметь принимать решения. Это
качество превосходно тренируется в игре, где
решения приходится принимать часто и очень
быстро. Порой за несколько секунд.
Знаете, в чем главное достоинство игры? Если в
жизни мы что-то совершаем, это уже бесповоротно. А
вот в игре все можно вернуть обратно – начать
сначала.
Ренди Хинриш. В игре учишься критично
мыслить, контролировать свои действия,
рефлексировать, анализировать причины
поражений, искать возможность для роста,
развития. Разве не к этому мы стремимся в
образовании? В конце концов многому научившиеся
игроки постепенно превратятся в создателей
новых игр, дизайнеров, программистов,
сценаристов. Или даже педагогов, готовых учить
молодое поколение в форме свободной игры.
Бен Соуер. Уже есть социальные заказы на
новые игры. Например, сенатор штата Массачусетс
просит придумать такую игру, чтобы люди поняли,
из чего складывается и на что тратится бюджет
штата. Вдруг начнут платить налоги? Он обратился
за помощью к студентам. Ждать осталось недолго.
Джеймс Поль Ги. Я считаю, каждая школа
должна иметь игровую программу. Не для того чтобы
готовить специалистов компьютерной, игровой
индустрии, а чтобы дети овладевали навыками,
необходимыми для эффективной деятельности в
нашем технологизированном мире.
Дальнейшее обсуждение касалось практических
шагов, которые готовы предпринять ученые,
промышленники и государственные чиновники,
чтобы самым решительным образом внедрять
компьютерные игры и модели в школьное обучение.
Определялись задачи уже существующих федераций,
планировалось создание новых, с участием
школьников и студентов – гораздо более
компетентных в этой области, чем их учителя.
Составлялся календарь встреч, конференций с
участием самых престижных американских школ –
таких, как Гарвард и Принстон.
А что у нас?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|