Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N81 
 

Елена КАРТАШОВА

В условиях двух базисных планов

О всероссийских семинарах-совещаниях по проблемам учебной литературы

На фото – сотрудники издательства «Дрофа» и участники семинара

Ежегодные всероссийские встречи издателей и региональных специалистов
по учебной литературе полезны для всех.
На фото – сотрудники издательства «Дрофа» и участники семинара

В конце ноября – начале декабря в подмосковном пансионате «Липки» прошла серия традиционных ежегодных всероссийских семинаров-совещаний по проблемам учебной литературы, где, как обычно, перед специалистами региональных управлений образования по актуальным вопросам учебного книгоиздания выступили представители Министерства образования и науки РФ, Российской академии образования, депутаты Государственной думы. Также ведущие российские издательства учебной литературы рассказали профессиональной общественности о своих последних проектах.
Программа совещаний оказалась насыщенной. В первой части программы «Учебник – неотъемлемая составляющая часть образования» приняли участие первый зам. председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Олег Смолин, заместитель руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по образованию, науке, культуре, здравоохранению и экологии Евгений Буслов, руководитель Федерального совета по учебной литературе Надежда Габрусева, ведущий научный сотрудник Института общего образования РАО Николай Родичев, председатель НМС по математике, член-корреспондент РАО Лев Кудрявцев, а также руководство, заведующие редакций издательства «Дрофа» и издательств ассоциации «Российский учебник».
Как рассказала в своем выступлении Надежда Габрусева, сегодня рынок учебной литературы насчитывает около 26 тысяч изданий (учебники, пособия, программы), из них имеют гриф Министерства образования 3937 учебных изданий. За 12 лет существования вариативной системы образования были разработаны, прошли экспертизу ФЭС, получили гриф Министерства образования и внедрены в практику обучения 930 учебников. Важным фактором стабилизации и упорядочивания рынка учебной литературы стало формирование перечня и перечня-каталога учебной литературы.
Во второй части совещаний – «Обеспечение учебной литературой образовательных учреждений: состояние, проблемы, перспективы» также прозвучали выступления вице-президента Российского книжного союза Александра Кондакова, директора Департамента государственной политики в сфере образования Исаака Калины, директора ассоциации «Российский учебник» Бориса Кузнецова, председателя Комитета по науке и образованию Николая Булаева. Представили свои проекты издательство «Просвещение» и издательства ассоциации «Российский учебник».
Региональные специалисты по учебной литературе получили также возможность задать вопросы чиновникам недавно реорганизованного Министерства образования и науки. По словам начальника отдела стандартов и программ общего образования Ирины Тарадановой, выступившей на совещании, ситуация со стандартами «вовсе не запутанная». По статье 7 Закона «Об образовании» государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Весной 2004 г. были подписаны приказы, утверждающие стандарт, федеральный базисный план, примерные учебные программы. Планируется постепенный переход к новому содержанию, и, как заметил директор Департамента по образовательной политике Исаак Калина, со стандартами «не надо спешить». Надо подумать, созданы ли условия для введения Базисного учебного плана, подготовлены ли педагоги, управленческие кадры, учебники, есть ли оборудование для профильного обучения? Специалисты соглашаются, что настоящий дефицит сейчас ощущается в учебниках для общеобразовательного, а не для профильного уровня.
В этом году федеральные перечни учебной литературы на 2005/06 учебный год – основной документ для специалистов, работающих с учебной литературой, – были разосланы в региональные управления образованием вовремя. И поэтому осуществлять новый заказ не придется по прошлогодним вариантам, как это порой бывало. Однако проблемы с обеспечением учебной литературой, как выяснилось на совещании, остаются. Так, в настоящее время в школе, по сути, сосуществуют два базисных учебных плана и соответственно старые и новые учебники. И действие фактически сразу двух базисных учебных планов негативно влияет на закупку учебников: обязательно ли покупать учебники для профильных школ? Понадобятся ли в ближайшем будущем школе общеобразовательные учебники? Специалисты констатируют общее снижение закупок учебников. Все эти вопросы непосредственно связаны с проблемами образовательного стандарта.
Заместитель начальника отдела федеральных перечней Светлана Тетерина напомнила о необходимости единства федерального образования через соблюдение государственных стандартов и обязательного минимума. Сейчас в перечне представлены завершенные (в первую очередь для начальной школы) и незавершенные линии. Согласно Закону РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно выбирает учебники из федерального перечня. По словам С.Тетериной, современный перечень отвечает данным требованиям и, кроме того, обеспечивает вариативность и многообразие форм образования в многонациональной и мультикультурной стране. Так, например, в перечень на 2005/06 г. вошли учебники на 15 языках народов Крайнего Севера, в том числе на трех диалектах хантыйского.
На совещании был поднят вопрос о дошкольном воспитании. И.Калина напомнил, что практика подготовки детей перед начальной школой существует с 1980-х гг., когда началась организация так называемых нулевых классов. Сейчас ребенка можно отдать в школу с 6,5 года, однако потребность общества в «нулевых» классах сохраняется. Можно ли в таком случае ожидать, что следующий федеральный перечень начнется не с раздела «Начальная школа», а с перечисления грифованных пособий для дошкольной подготовки, – этот вопрос задала главный редактор издательства «Просвещение» Маргарита Леонтьева. По словам И.Калины, обеспечение дошкольных учреждений учебниками в рамках бюджета не предусматривается, так как детские дошкольные учреждения занимаются дошкольным воспитанием, а не образованием.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"