Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

По мотивам ЕГЭ

Руководители образования пытаются незаметно прийти к компромиссу с ректорами вузов.
Им предлагают проводить вступительные экзамены “в форме и по материалам ЕГЭ”

Страну было решено поэтапно перевести на ЕГЭ к 2008 году. Однако у руководителей образования до сих пор нет ясных представлений о том, как это будет. Сохранится ли итоговая школьная аттестация, станет ли ЕГЭ экзаменом по выбору?
Участники межрегионального совещания по ЕГЭ в Хабаровске (конец декабря 2004 года), на котором присутствовал куратор эксперимента по ЕГЭ Виктор Болотов, выступили против альтернативности ЕГЭ. В официальной резолюции совещания было отмечено: «Сохранение наряду с ЕГЭ традиционной формы государственной итоговой аттестации потребует значительных организационных и материальных затрат». Читать это забавно: образованию вылетел в копеечку именно эксперимент по ЕГЭ, а процедуры итоговой школьной аттестации всегда обходились бесплатно.
Однако про единый госэкзамен, который с таким размахом проводился при Владимире Филиппове, руководители образования все-таки не забыли.
Рособрнадзор утвердил и разослал в регионы инструкции по организации и проведению ЕГЭ 2005 года. Все они основаны на старом Положении о проведении ЕГЭ (от 2002 года) и инструкциях прежних лет. Внесены незначительные изменения. Например, секьюрпаки называются спецпакетами.
Теперь инструкции по проведению и организации ЕГЭ наконец пишутся нормальным русским языком. И это хорошо. Все-таки в 2005 году эксперимент захватывает 78 регионов – почти всю страну. Правда, некоторые участники, как бывало прежде, в последний момент могут отказаться. А кое-кого Москва «снимет с конкурса» – по причине неготовности.

Региональные руководители образования уже убедились, что полномасштабного участия в эксперименте от них никто не требует. Достаточно подать заявку на подключение к ЕГЭ нескольких школ – и ты уже плывешь в водах федерально-министерского мэйнстрима

На 2005 год принципиально отказалась от участия в ЕГЭ только Нижегородская область. Министр образования и науки области Сергей Наумов сообщил, что, по его мнению, эксперимент по ЕГЭ может привести к снижению уровня школьного образования и к тому, что у сельских выпускников будет меньше шансов поступить в вузы.
Другие области, традиционно числившиеся в «отказниках» от ЕГЭ, теперь решили поучаствовать. Разумеется, с оговорками. Региональные руководители образования уже убедились, что полномасштабного участия в эксперименте от них никто не требует. Достаточно подать заявку на подключение к ЕГЭ нескольких школ – и ты уже плывешь в водах федерально-министерского мэйнстрима.
Свердловская область согласилась в 2005 году войти в число участников эксперимента. ЕГЭ по математике, физике, географии и биологии будут сдавать выпускники 9 школ области, являющихся экспериментальными площадками. Итого – 650 выпускников на Свердловскую область (ради которых Москве, однако, придется оборудовать свердловчанам РЦОИ).
В Республике Татарстан тоже согласились. Министр образования Татарстана Людмила Нугуманова заявила, что в ЕГЭ 2005 года могут участвовать 48 тысяч выпускников. Однако от федеральных организаторов ЕГЭ потребовали либо тестов на татарском языке, либо дополнительного времени для проведения ЕГЭ.
Вузы пока не знают, как в 2005 году будут проходить вступительные экзамены. Уже подготовленные документы об отмене льгот золотым медалистам и о развитии олимпиадного движения «зависли».
То в одном, то в другом регионе начинаются трения между областной администрацией (которая в идеале «за» ЕГЭ) и руководителями вузов (которые, скажем так, настроены реалистически). В Ивановской области ректор Государственного химико-технологического университета, заслуженный деятель науки РФ Оскар Койфман заявил, что аннулирует подписанный в его отсутствие вузовский приказ о приеме свидетельств ЕГЭ по химии. По словам Койфмана, ИГХТУ будет принимать только свидетельства ЕГЭ по математике, а тесты ЕГЭ по химии не соответствуют высокому уровню требований вуза.
Чтобы снять напряжение, Рособразование и Рособрнадзор подписали совместный приказ об участии вузов и ссузов в эксперименте по ЕГЭ.
В приказе вузам напоминают, что им придется засчитывать результаты ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ на территории Российской Федерации. Иными словами, если в крупном городе сдают ЕГЭ только по 10 предметам, а в России – по 12, то нужно принимать свидетельства ЕГЭ по всем 12 дисциплинам. Многие вузы Москвы уже проверили на собственном опыте, что ученики из других регионов не подтверждают высокие баллы по некоторым предметам.
МГИМО не раз пытался объяснить, что не может принимать 100-балльные свидетельства о сдаче ЕГЭ по иностранному языку. Тесты ЕГЭ по этому предмету оказались на редкость неудачными, а процедура экзамена – неотработанной. Отсюда огромное количество 100-балльников по иностранным языкам, которые сбежались со всей страны прямиком в МГИМО.
Теперь МГИМО придется пересмотреть свою позицию. Либо сделать более политичный ход.
В приказе Рособразования и Рособрнадзора говорится: «Организовать прием и зачисление по результатам ЕГЭ, в том числе вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ, на 100% направлений подготовки (специальностей) – образовательным учреждениям среднего профессионального образования и ранее принимавшим участие в эксперименте образовательным учреждениям высшего профессионального образования;
не менее чем на 50% направлений подготовки (специальностей) – впервые включенным в эксперимент в 2005 году образовательным учреждениям высшего профессионального образования» (п.2.2).
В этом тексте интереснее всего оговорка.
Вот в чем ее суть. Вузам дается право не только принимать «по результатам ЕГЭ», но самим делать «вступительные испытания» в «форме» и «по материалам ЕГЭ».
Проще говоря, вступительные экзамены – если вузу этого так хочется – остаются. Но – в тестовой форме, с использованием КИМов для ЕГЭ.
Перед нами компромисс. Формально ЕГЭ становится 100-процентным. Фактически вступительные экзамены в тестовой форме дополняют ЕГЭ. Престижный вуз, как и прежде, отберет себе тех, кого надо. А не тех, у кого высокие баллы ЕГЭ.
Это то, от чего хотели навсегда отказаться создатели ЕГЭ, и то, чего четыре года активно добивались ректоры вузов.
Из очередной реформы получается то же, что всегда.
Хотя намерения были хорошими.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"