Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Самоуверенные, беспомощные и трудолюбивые
По результатам анкет PISA неожиданно выяснилось, что...

…нашим детям больше всех задают на дом
Учебный год в России, как всем известно, длится 35 недель. Один из самых коротких в мире. Для сравнения: в Чехии дети учатся 41 неделю, в Великобритании – 40 недель, в Швеции, Австрии – 39, в Японии и Финляндии – 38 и т.д. Но при этом в школе наш ребенок проводит довольно много времени, в среднем около 28 часов в неделю, причем в основном на уроках. В 25 других странах-участницах дети возвращаются домой раньше, а обучение происходит отнюдь не только в форме обычных уроков.
И на домашние задания российские школьники тратят времени больше всех в мире. Почти 13 часов в неделю. Тогда как в Финляндии или Чехии – около 4 часов (!), в США и Дании – 6 часов.

…дело не в деньгах
Распространено представление: чем больше денег тратится на образование, тем оно лучше. Но, как показывает исследование, страны с очень высоким уровнем затрат на образование (США, Норвегия) показали не самые лучшие результаты (28-е и 24-е места). Зато Финляндия и Корея умудрились войти в первую десятку при весьма скромных денежных вложениях. А Чехия совершила гигантский скачок в мировом образовательном рейтинге, сохраняя одно из последних мест по уровню финансирования. К сожалению, в официальном международном отчете не оказалось данных о том, сколько тратит на образование Россия.

…возможности у нас неравные
Данные PISA говорят и о том, пытается ли государство предоставить своим маленьким гражданам равные возможности независимо от места их рождения (столица или глухая деревушка), от социальной и национально-культурной принадлежности (дочь арабского иммигранта или представитель коренного населения). Дания, Финляндия, Норвегия добились того, что практически все школы страны действительно дают образование примерно одного уровня. В Японии, Нидерландах, Гонконге, Бельгии разница между результатами учеников разных школ гигантская. Россия где-то посередине. У нас существенно отличаются по уровню подготовки школы городские и сельские, элитные и обычные. Это довольно естественно для такой большой страны, которая, как и Америка, Мексика, заполнена разноплеменными потоками иммигрантов.

…мы любим себя обманывать
Несмотря на невысокие результаты по чтению, большинство наших ребят утверждают, что любят читать. И если только 38% детей других стран готовы сказать, что занимаются математикой потому, что им это доставляет удовольствие, то в России 69% учеников заявили, что им интересно заниматься математикой. Любопытно: о большом интересе к математике сообщают ученики и других стран, показавших по математике низкий средний балл (в Мексике – 87% детей, в Бразилии – 80%). А вот в Финляндии, стране-победительнице, считают математику интересной лишь 25% детей.
Конфликтуют с объективными результатами PISA и другие суждения российских учеников. Скажем, лишь 19% из них считают, что школа плохо готовит к самостоятельной жизни (при среднемировом показателе 32%). Зато 86% уверены, что школа учит их принимать самостоятельные решения. Это говорит о том, что российская школа не только плохо готовит к жизни, но и формирует неадекватную самооценку.
Вот еще пример на эту тему. «Математическими асами» себя считают 42% (!!) российских учеников, при том что в реальности с заданиями высшего уровня справились только 10%). В Финляндии с заданиями такого уровня справились около 25% учащихся, а вот считают себя математически продвинутыми лишь 38% опрошенных. Лишь 37% наших детей готовы признаться, что не сильны в математике, тогда как в математически сильных Японии и Корее таких соответственно 53 и 62%.

…школа – место неуютное
Школа признается нашими детьми местом полезным, но вот чувствует себя там ученик неуютно: 15% опрошенных при среднемировом показателе 10%. Только 51% довольны своими взаимоотношениями с одноклассниками, тогда как средний показатель для всех других стран составляет 86% (!).

…слишком много у нас принято заучивать
50% российских учеников признались, что стараются запомнить все ответы (тогда как в Японии таких только 27%). Упорный тренинг ради овладения способом решения задачи практикуют 63% наших детей, осваивают алгоритм шаг за шагом 71%. А вот ищут новые пути для решения трудной задачи только 32% (при среднемировом показателе 49%).

…у нас самые внимательные учителя и самая высокая дисциплина
80% опрошенных чувствуют поддержку учителя, 71% считают, что педагог всегда готов выслушать их личное мнение. Не всем ученикам в мире так повезло. Примерно в 30 странах из сорока, участвовавших в исследовании, педагоги воспринимаются как менее внимательные. И не только в традиционно суровых азиатских школах (47% в Японии), но и в показательной Финляндии (здесь 62% считают, что могут высказать учителю свою позицию), в демократической Франции (50%). Впрочем, возможно, что и «стандарты свободы» здесь несколько иные…
Примечательно, что дисциплина на уроке у нас остается при этом самой высокой: по этому показателю мы обогнали даже традиционно строгую японскую и немецкую школы. Только 16% российских детей считают, что во время уроков в классе шумно (в успешной Финляндии – 48%). 15% российских подростков считают, что их одноклассники могут бездельничать пол-урока. В США таких 27%, а в Бразилии целых 63%.

…зато начальство у нас одно из самых суровых
Строже только в Турции, Тунисе, Индонезии.
Причиной учебных проблем детей директора чаще всего считают излишнюю строгость учителей (в шесть раз чаще, чем в среднем в мире!), их низкую квалификацию, а также их необязательность.
Учеников администраторы привычно обвиняют в прогулах (в два раза чаще европейских и американских коллег!) Наши директора в два раза чаще, чем начальство в других странах, жалуются на неуважение детей к педагогам и в четыре раза чаще – на пьянство среди учеников. Российские администраторы в целом высоко оценивают моральный уровень педагогов, их энтузиазм в работе. Но все же не так высоко, как финские, американские или датские директора.
Зато российские начальники проверяют своих учителей чаще всех в мире. Это единственная система, где существует феномен тотальной проверки. 100% педагогов ежегодно переживают различные формы контроля: открытые уроки, регулярные проверки ученических работ, учительских конспектов и планов уроков… Так что по бдительности наше начальство первое в мире. Среднемировой показатель по проверкам находится где-то в районе 50%. Самые доверчивые директора – в греческих, норвежских, исландских и, конечно, финских школах. Большинство благополучных школ во всем мире достигает успеха именно тогда, когда директор искренне влюблен в своих учеников и педагогов, готов их выращивать и поддерживать, а не терроризировать бесконечными контрольными мероприятиями.

…участь российских школьных администраторов нелегка
Они у нас среди самых бесправных в мире. Не могут повысить зарплату учителя, хотя имеют право его уволить.
Уволить в России легче, чем в большинстве других стран, где для приема сотрудника на работу достаточно желания директора, а вот для его увольнения нужны серьезные основания, тщательная юридическая процедура. Так что учитель в большинстве стран лучше защищен от начальственного произвола.
А еще российские директора не могут свободно распоряжаться даже теми небольшими суммами, которые отпущены властями на школьные нужды. В таком же положении находятся только мексиканские, турецкие и уругвайские их коллеги.

Подготовила
Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru