Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N43 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Записала Елена КУЦЕНКО

Листая конспекты семинара

И еще несколько совсем коротких фрагментов из лекций и докладов гостей семинара. Мы постарались выбрать из их выступлений ключевые фразы, чтобы представить читателям круг обсуждавшихся вопросов и проблем. Вообразите, что вы на полчаса заглянули в академию в дни, когда там подводили итоги конкурса воспитательных систем. Вот что вы услышали бы из приоткрытых дверей аудиторий.

Профилактика ненависти

Учителям сейчас приходится работать в обстановке страха и растерянности в обществе. Поэтому весь уклад школы, содержание образования, методы работы – все должно быть направлено на профилактику ненависти. К сожалению, под качеством образования почти всегда понимают качество обучения. Но концентрация педагогических усилий на научных знаниях приводит к моральной разрухе.

Евгений ЯМБУРГ, член-корреспондент РАО

Воспитательная система в каждой школе? Это невозможно!

Школы всегда делились на хорошие и плохие. Что такое хорошая школа, объяснить довольно трудно. Тем более критерии у всех разные: для учеников, учителей, родителей хороша та школа, куда хочется приходить, где ребенок находит социально-психологическую защиту, и это всегда связано с благоприятным воспитательным пространством; а для чиновников – та, что участвует во всех мероприятиях. Если перефразировать Толстого, плохие примерно одинаковы, а вот каждая хорошая школа своеобразна и хороша по-своему. При этом, если исследовать и анализировать историю многих хороших школ, окажется, что при всей своей уникальности они проходят одни и те же стадии развития (зарождение, развитие, стабильность, обновление), путь их подчинен одним и тем же закономерностям.
Путей развития школы несколько. Она может развиваться или стихийно (эмпирически), или целенаправленно, или инициативно (то есть возникнуть как следствие уже существующего воспитательного пространства). Самый распространенный путь возникновения – стихийный, когда увлеченные педагоги просто работают и создают действительно хорошую школу, даже не зная научных терминов…
Кстати, совсем не нужно, да это и невозможно, чтобы в каждой школе непременно была воспитательная система. Не дай бог все школы обяжут обзавестись ими.

Александр ГАВРИЛИН, доктор педагогических наук

ЕГЭ выживает воспитание из школы

Воспитанием должно заниматься прежде всего общество. Школа ведь не может заменить социум. Наше дело – помогать родителям в воспитании их детей. Наверное, многим знаком облегченный вздох родителей, когда учитель объявляет о походе во время предстоящих каникул: наконец-то отдохнем. На мой взгляд, самая естественная реакция учителя должна быть такой: отдохнете, но в походе. Без вас я ребят не поведу.
На Западе, между прочим, за поведение ребенка везде, в том числе и в школе, отвечает его семья. В Финляндии учитель может обратиться в полицию, если родители не занимаются воспитанием своего ребенка. А у нас ответственность буквально за все норовят взвалить на учителя.
Да еще навязывают ему бесконечные новшества, многие из которых взяты из общей теории бизнеса и к педагогике отношения не имеют. Ввели, например, ЕГЭ, и теперь учителя бросились натаскивать ребят на тесты, а воспитание, педагогика из школы могут совсем уйти.
Профилизацию тоже можно оценить, мягко говоря, скептически: мы в школе хотим вырастить личность или плотника, маляра, механика?.. Модель выпускника… Полный день – зачастую это фикция. Все эти игры носят отчетный характер.

Владимир Лизинский, кандидат педагогических наук,
профессор АПКиПРО

Качественный анализ неизмеримо важнее количественного

Любой педагог, занимающийся воспитанием, сталкивается с проблемой анализа своей работы. И поскольку измерять воспитанность ребенка было бы странно, мы можем говорить лишь об анализе самого процесса, в частности содержания воспитания.
Очевидно, что содержание современного воспитания должно отличаться от советских образцов. Сегодня за понятиями нравственного, патриотического, гражданского воспитания стоит совсем иное содержание.
Нравственная составляющая предполагает научить ребенка толерантности, терпимому отношению к другому. Действительно, при всех наших проблемах и разделении общества по разным признакам – от имущественного до национального – ребенка нужно воспитывать в атмосфере принятия, а не отторжения людей другой веры, культуры, национальности, других убеждений. Об этом сейчас говорят многие. Но не менее важно воспитать в ребенке нравственное отношение к себе самому.
Патриотическое воспитание парадоксально сводится у нас лишь к военно-патриотическим мероприятиям. Иностранцы изумляются, видя план воспитательной работы в российских школах: у вас что – военизированное образование? Действительно, у нас что – гордиться больше нечем? Любовь к Родине выражается не только в защите ее с оружием в руках, но и в спортивных, научных, художественных достижениях.
Но в любом случае, какую бы вы ни выбрали тему, не стоит сводить все к непрерывному «ура», лучше использовать проблемные методы. Например, организовать дискуссию о научных открытиях российских ученых: всегда ли они обращены на пользу людям?
Патриотическое воспитание очень часто замещает гражданское. Это непродуктивный подход: можно быть хорошим гражданином и плохим патриотом. И наоборот. Поэтому при анализе содержания гражданского воспитания нужно оценивать, учим ли мы ребят в культурной форме защищать свои гражданские права.
Возвращаясь к проблеме оценки, можно сказать, что качественный анализ в сфере воспитания неизмеримо важнее количественного. Качественный анализ выявляет противоречия, заставляет педагогов задуматься, порождает возможность развития.

Сергей Поляков, доктор педагогических наук
г. Ульяновск

Воспитание похоже на игру в керлинг

Педагогу чрезвычайно сложно предъявить результаты своего труда. Ведь воспитание нельзя измерить в циферках, столь любимых чиновниками. (Удивительно: отчеты с нас спрашивают, но государство не считает нужным оценивать нас как воспитателей – судя по зарплате классных руководителей.) Однако вопрос об эффективности воспитательной деятельности остается. И единственное, что можно выявить и оценить, – это насколько результат соответствует заявленным целям. То есть хороший воспитатель очень точно должен понимать, к чему он стремится, к чему ведет ребенка.
Воспитание, кстати, очень напоминает игру в керлинг: по ледяной площадке со старта в цель движется тяжелый камень, а перед ним скользят игроки и быстро-быстро натирают лед, чтобы улучшить скольжение, если камню не хватает скорости. А если он движется мимо цели, тормозят и выглаживают дорожку в нужном для победы направлении. Так и педагог: оценивает траекторию, по которой движется ребенок, и всеми силами старается сделать его путь более привлекательным, если цель кажется взрослому позитивной. И наоборот: если ребенок движется не туда (плохая компания, зависимость любого рода), педагог не препятствует грубо и безапелляционно, а старается сделать привлекательной дорожку в нужном направлении.

Ирина КУЛЕШОВА, кандидат педагогических наук

Каждый педагог сталкивается с гендерными проблемами

Задача гендерной педагогики состоит в том, чтобы помочь мальчикам вырасти мужчинами, а девочкам – женщинами. Ведь естественно формируются с возрастом лишь физиологические и анатомические признаки. А вот освоить социальные и психические функции мужчин и женщин именно в данной культуре дети могут только в процессе воспитания. Это тем более важно, что полоролевые различия в обществе деформируются (что, например, осталось от истинно мужских обязанностей в условиях большого города?).
Каждый учитель так или иначе сталкивается с гендерными проблемами. Например, ситуацию в классе неизбежно осложняет то, что девочек, как правило, больше, чем мальчиков. Да еще они взрослеют раньше. Вот девчонки и творят что-то уму непостижимое. Учитель это видит, но не всегда осознает причины проблемы, следовательно, не может ее преодолеть.
В поисках разрешения этих проблем стали даже создавать школы с раздельным обучением. Но на мой взгляд, наилучший выход – это обучать девочек и мальчиков в одной школе, но в разных классах. В этом случае собственно обучение будет проходить раздельно, и в то же время у всех детей будет возможность осваивать полоролевые позиции: мальчики смогут общаться на переменах и после уроков с девочками на год-два младше себя. Своего рода соседствующие клубы – мужской и женский, и никакой половой сегрегации.

Анатолий МУДРИК, член-корреспондент РАО

Возможно, некоторые суждения показались вам спорными и вы захотите высказать свою точку зрения. В этом случае мы продолжим диалог о воспитании в следующих номерах. А может быть, вы заинтересуетесь конкурсом и в будущем станете его участником.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru