Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N43 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Сегодня мы приглашаем вас на необычный семинар: он посвящен очень широкой теме – воспитанию в школе. И звучать будет голос не одного лектора, а многих преподавателей, ученых, практиков, послушать которых со всей России приезжали в декабре педагоги, занимающиеся воспитанием.
Об их запросах, ожиданиях и проблемах вы могли прочитать на первой странице вкладки.
Перед вами краткое, почти конспективное изложение нескольких лекций, прочитанных перед участниками семинара, посвященного воспитательным системам. Разумеется, прочитанные тезисы и даже прослушанный курс лекций не сделают учителя профессионалом в области воспитания. Мы просто хотим познакомить вас с несколькими учеными, работающими над проблемами воспитания. Возможно, увидев их имена на обложке книги или в программе следующего конкурса воспитательных систем, вы сможете увереннее сориентироваться в многообразии информации и сделать свой выбор.
Надежда ЩУРКОВА, 
доктор педагогических наук

Мы работаем в трудные времена

Значит, педагогика должна быть... нежной

–  Состояние воспитания – и семейного, и школьного – сегодня в России определяется одним словом – коллапс.
Причин этому несколько. То, что называлось воспитанием в советской школе, было отброшено. Но на замену ничего не нашлось. Причем педагоги, даже если и понимают необходимость воспитания, не могут им заниматься, ибо поставлены в чрезвычайно тяжелые условия.
Огорчает, что учитель редко задумывается о том, зачем он делает что-то на уроке. Например, кричит на учеников. Ведь достаточно остановиться и спросить самого себя: помогает ли этот крик достигать хоть каких-то позитивных целей? Нет! Зачем же тогда кричать?
К сожалению, учителя сосредоточиваются на совершенствовании знаний по своему предмету: методическая литература востребована гораздо больше, чем книги по педагогике и психологии. Это ведет еще к одной глобальной педагогической ошибке: учитель практически всегда обращается лишь к интеллекту ученика, вместо того чтобы работать со всей его личностью – учитывать его настроение, особенности психики. Ведь даже на уроках музыки мы говорим детям: поймите, запомните.
Можно, конечно, пенять на трудные времена, но оправдываться ими нельзя. Нужно работать профессионально вопреки всему, что творится вокруг. В изменившихся условиях нужно осваивать новую педагогику. Нежную педагогику.
Вот ведь парадокс: с вещами, особенно хрупкими и дорогими, мы обращаемся бережно, а с человеком, ребенком – порой даже грубо. «Что это вы здесь бегаете, седьмой класс?!» Что значит седьмой класс? Это двадцать разных, неповторимых людей. Детей. Мы умиляемся, видя любого детеныша – щеночка, котеночка, а на детей кричим.
Это не значит, что в школе будет царить вседозволенность: в классе на уроке должна быть тишина, а в коридоре чистота. Просто в каждой реплике учителя должны содержаться две составляющие: приятие, любовь – по отношению к личности ученика и требовательность – по отношению к действию, которое он совершает. Например: «Я понимаю, что вы устали, но задание необходимо выполнить к завтрашнему дню, иначе мы не сможем двигаться дальше». Иными словами, каждый раз, обращаясь к ребенку, вы говорите ему: я люблю и уважаю тебя, но требую, чтобы ты учился на пределе своих возможностей.
Организуя деятельность детей, прежде всего нужно создать мотив. Поэтому педагог непременно сначала определяет результат деятельности: «Приложенные усилия позволят вам научиться, вы сумеете…»
Нельзя предлагать сделать что-то вообще, в каждой деятельности должен быть объект приложения сил: не «занимаемся генеральной уборкой», а «давайте сделаем класс красивым и чистым».
Очень важно не ограничивать взаимодействие ближайшим будущим, а обрисовать перспективу дальнейшей жизни ребенка: когда ты вырастешь и у тебя будут дети, когда ты станешь музыкантом, юристом, руководителем фирмы… Без этого взгляда вперед учеба разбиваемся на ряд действий, вместо того чтобы стать осмысленной деятельностью.
И еще: для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, мы должны научить его говорить так, чтобы быть услышанным; предложить так, чтобы дар был принят; уметь слушать, понимать, преодолевать себя.
«Дети плохо воспитаны», – говорим мы. Но это мы не научили их вести себя достойно. Нужно не только говорить о нормах поведения, но и демонстрировать детям, что это легко и «быть хорошим» не требует от них каких-то невероятных усилий.
Кстати, от учителя тоже не потребуется ничего сверхъестественного. Нужно просто регулярно задавать ребенку три вопроса по поводу его слов, поступков, которые, как вам кажется, требуют вмешательства воспитателя:
– чего ты хочешь, какого результата добиваешься, когда делаешь то, что делаешь (не делаешь, говоришь…)?
– как себя при этом чувствуешь?
– как, ты думаешь, чувствуют себя другие после твоих слов (поступков)?
Иными словами, нужно не ругать или наказывать, а приучить ребенка задумываться о последствиях всего сказанного и сделанного им.
Надо признать, что для взаимодействия с ребенком благих намерений мало. Учителю необходимо владеть простыми и эффективными методиками. Вот некоторые их них.
Предваряющая инструкция позволит детям привыкнуть к мысли о предстоящем событии, подготовиться к нему: «Через два дня (на следующей неделе, после каникул) мы с вами должны будем...»
Фиксация характеристики третьего лица: «Я вчера видела, как старшеклассник помогал малышам. Давайте и мы послезавтра пойдем к первоклассникам».
Ссылка на собственную вину: «Вероятно, я плохо объяснила…»
Аналогия, помогающая разъяснить смысл задания или раскрывающая ситуацию: «Как если бы…»
Договор: «Когда вы выполните задание, я смогу…»
Обращение к художественному образу – живописному, литературному.
Апелляция к прошлому ребенка: «Когда ты был маленьким, ты не умел, а сейчас…»
Кстати, многие из этих приемов умные, любящие родители и бабушки используют интуитивно. А педагог-профессионал должен применять сознательно. Сейчас много говорят о качествах, определяющих профессионализм. Их не так уж много: профессиональное достоинство; развитие мышления при помощи психологической, педагогической, философской литературы; специальные умения, необходимые при работе с детьми: умение играть, смеяться, слушать и т.д.; личностная воспитанность и, конечно, готовность к постоянному профессиональному совершенствованию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru