ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Вот если бы вас спросили: о чем вы
мечтаете в новом году? Чего желаете своим
близким? Догадаться нетрудно. Здоровья и
благополучия. Счастья и светлого будущего.
Что ж, без веры жить нельзя. Недаром министр
финансов
Алексей Кудрин пообещал, что средняя зарплата в
России будет расти на 7,8% в год. И в 2025 году
дорастет до уровня сегодняшней Франции, а в 2028-м
– Германии. Только какой к тому времени будет
зарплата в Европе, если сегодня минимальная
зарплата в России 25 долларов, а во Франции – 1500
евро?
Раньше наши правительственные мужи говорили, что
средняя зарплата учителя сравняется со средней
зарплатой
по промышленности к 2004 году. Потом увидели, что не
получается, и норму из закона убрали. Начали
обещать более далекое будущее. Насаждать
оптимизм.
Похоже, и на этот раз все благие пожелания
рискуют остаться лишь пожеланиями.
Карандаши и понты
Мы жалуемся на современные нравы, когда
принято кичиться богатством и стыдиться нищеты,
но сами же и внушаем такие установки ребенку
Бедность различают как абсолютную,
относительную и субъективную. Абсолютная везде и
всегда одна и та же: бедняк раздет и разут,
ложится спать голодным, перебивается на гроши.
Относительно беден тот, чья обеспеченность ниже
по сравнению с преобладающим уровнем
обеспеченности в стране. А субъективно – тот, кто
сам определяет: ”Едва свожу концы с концами”. На
хлеб ли ему не хватает или на ремонт автомобиля –
в данном случае не важно. Важно, что его
потребности с трудом удовлетворяются его
доходами.
В последние годы у нас не только возросла
абсолютная бедность, но и крайне обострились
переживания относительной и субъективной
бедности, причем презрение к бедности и
ненависть к богатству подчас сосуществуют в умах
одних и тех же людей, в одной и той же семье.
Мы говорим, что содержать ребенка-школьника
очень дорого, но сами же отказываемся экономить
на его школьном снаряжении. Всякая необходимая
дребедень вроде ластиков, ручек и цветных
карандашей в каждом доме и так найдется, незачем
покупать новые. Но мы, едва сводя концы с концами,
стремимся, чтобы у нашего ребенка было все самое
лучшее.
С одной стороны, это хорошо: дети привыкают к
вещам достойного качества, а родители
поддерживают отечественную торговлю. С другой –
плохо, если траты для семьи тяжелы, а семья на них
идет. Ребенка снаряжают через силу, со слезами от
безденежья, с проклятиями дороговизне, но лишь бы
ребенок был не хуже других. Казалось бы, куда
разумнее объяснить ребенку, что семья находится
в стесненных обстоятельствах.
“Но тогда он будет чувствовать униженность,
обиду и отчаяние”, – скажут родители.
Вот странность! Мы жалуемся на современные нравы,
когда принято кичиться богатством и стыдиться
бедности, но сами же первые и внушаем такие
установки ребенку.
Вольно или невольно приучаем детей к тому, что
бедным быть стыдно. Для нас важно, чтобы ребенок
был “как все”. Твердим, что настали времена
индивидуализма, но боимся, что наш ребенок хоть
чем-то будет отличаться от одноклассников.
“Кому хочется отличаться в худшую сторону?” –
так и слышу возражение. Отвечаю: а кто решил, что
ребенок, если он скромнее “упакован”,
отличается от товарищей именно в худшую сторону?
Мы и решили. Создатели нынешних нравов – мы сами,
а не кто-то другой, кто решает, покупает и
жалуется вместо нас.
Сергей КАМЕНСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|