Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Вот если бы вас спросили: о чем вы мечтаете в новом году? Чего желаете своим близким? Догадаться нетрудно. Здоровья и благополучия. Счастья и светлого будущего.
Что ж, без веры жить нельзя. Недаром министр финансов
Алексей Кудрин пообещал, что средняя зарплата в России будет расти на 7,8% в год. И в 2025 году дорастет до уровня сегодняшней Франции, а в 2028-м – Германии. Только какой к тому времени будет зарплата в Европе, если сегодня минимальная зарплата в России 25 долларов, а во Франции – 1500 евро?
Раньше наши правительственные мужи говорили, что средняя зарплата учителя сравняется со средней зарплатой
по промышленности к 2004 году. Потом увидели, что не получается, и норму из закона убрали. Начали обещать более далекое будущее. Насаждать оптимизм.
Похоже, и на этот раз все благие пожелания рискуют остаться лишь пожеланиями.

Карандаши и понты
Мы жалуемся на современные нравы, когда принято кичиться богатством и стыдиться нищеты, но сами же и внушаем такие установки ребенку

Бедность различают как абсолютную, относительную и субъективную. Абсолютная везде и всегда одна и та же: бедняк раздет и разут, ложится спать голодным, перебивается на гроши. Относительно беден тот, чья обеспеченность ниже по сравнению с преобладающим уровнем обеспеченности в стране. А субъективно – тот, кто сам определяет: ”Едва свожу концы с концами”. На хлеб ли ему не хватает или на ремонт автомобиля – в данном случае не важно. Важно, что его потребности с трудом удовлетворяются его доходами.
В последние годы у нас не только возросла абсолютная бедность, но и крайне обострились переживания относительной и субъективной бедности, причем презрение к бедности и ненависть к богатству подчас сосуществуют в умах одних и тех же людей, в одной и той же семье.
Мы говорим, что содержать ребенка-школьника очень дорого, но сами же отказываемся экономить на его школьном снаряжении. Всякая необходимая дребедень вроде ластиков, ручек и цветных карандашей в каждом доме и так найдется, незачем покупать новые. Но мы, едва сводя концы с концами, стремимся, чтобы у нашего ребенка было все самое лучшее.
С одной стороны, это хорошо: дети привыкают к вещам достойного качества, а родители поддерживают отечественную торговлю. С другой – плохо, если траты для семьи тяжелы, а семья на них идет. Ребенка снаряжают через силу, со слезами от безденежья, с проклятиями дороговизне, но лишь бы ребенок был не хуже других. Казалось бы, куда разумнее объяснить ребенку, что семья находится в стесненных обстоятельствах.
“Но тогда он будет чувствовать униженность, обиду и отчаяние”, – скажут родители.
Вот странность! Мы жалуемся на современные нравы, когда принято кичиться богатством и стыдиться бедности, но сами же первые и внушаем такие установки ребенку.
Вольно или невольно приучаем детей к тому, что бедным быть стыдно. Для нас важно, чтобы ребенок был “как все”. Твердим, что настали времена индивидуализма, но боимся, что наш ребенок хоть чем-то будет отличаться от одноклассников.
“Кому хочется отличаться в худшую сторону?” – так и слышу возражение. Отвечаю: а кто решил, что ребенок, если он скромнее “упакован”, отличается от товарищей именно в худшую сторону? Мы и решили. Создатели нынешних нравов – мы сами, а не кто-то другой, кто решает, покупает и жалуется вместо нас.

Сергей КАМЕНСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru