Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА И ОБЩЕСТВО

“Хоть один человек от каждой школы должен здесь побывать”
В Калмыкии прошел педагогический марафон

“Учитель тоже человек”, – обиженно сказал однажды наш классный руководитель, когда мы, девятиклассники, совсем уж распоясались. “Учитель тоже человек. Его надо жалеть”. Господи, как же надо было измучить и на какую ступень низвести педагога, чтобы он думал и говорил такими категориями: “Я тоже человек”. “Меня надо жалеть”. Почему не: “Я самый настоящий человек и достоин уважения”? Да понятно, почему. В какой-то момент случилось так, что в школе остались люди, которым некуда больше пойти. Было б куда – тотчас ушли бы. Еще остались те, кто действительно не мог бросить школу. Внутри себя не находили сил бросить все, махнуть рукой. Но и они устали.
Сейчас немногим лучше. В школу идут менее десяти процентов выпускников педагогических вузов. Такова статистика по России. Официальная статистика! Неофициальная сводит этот показатель до двух процентов. Два процента – это статистическая погрешность. Положение для школы удручающее. Обо всем этом говорено миллион раз. Бытовая жизнь учителя трудна, почти невозможна. На свою зарплату начинающий педагог может прокормить только кошку. Он унижен всеми – одни методисты из роно чего стоят. Он всеми, кроме разве что Бога, забыт. О нем вспоминают только в День учителя, чтобы сказать ему некоторое количество дежурных фраз. О каком педагогическом творчестве может он мечтать, когда даже новых книг достать неоткуда и не на что?
Учителям Москвы и еще нескольких крупных городов в этом смысле повезло. А как быть педагогам из глубинки, с далеких российских окраин?
Педагогический марафон, который прошел в конце Года образования в Калмыкии, говорит о том, что свободное педагогическое творчество возможно везде, если те, от кого в известной мере зависит жизнь школы, действительно хотят, чтобы учителю было чем дышать.
Что такое педагогический марафон, объяснять просвещенному читателю, думается, не нужно. Калмыцкий марафон, который организовало министерство образования республики при участии “Первого сентября”, – это примерно то же самое, что в Москве каждый апрель, но все-таки немного другое. И в декабре. Предприятие замечательно тем, что оно первое в своем роде и начиналось с искреннего интереса всех сторон, с желания сделать что-то настоящее. Марафон продолжался три дня и проходил на базе трех школ Элисты. Таким образом, каждый календарный день вместил в себя три дня марафонских. Итого, девять дней, девять разных предметов. День школьной администрации, день учителя литературы, день дошкольного образования, день здоровья детей, день учителя русского языка, день школьного психолога, день учителя информатики, день учителя истории и день школьного библиотекаря.
Учителей, которые хотели попасть на марафон, было столько, что пришлось ввести ограничения.
– Это нужно, чтобы от каждой школы хоть один человек смог здесь побывать, – объяснили в министерстве образования в ответ на мое возмущение.
Актовые залы школ были забиты. Многим учителям пришлось встать затемно (а в Калмыкии светает гораздо раньше, чем в наших умеренных широтах), чтобы успеть к началу марафона. Они все равно опаздывали, появлялись в дверях со стульями, благоразумно прихваченными из соседних кабинетов. “Стационарных” посадочных мест категорически не хватало.
Учителя оказались не только внимательными и благодарными слушателями, но и замечательными собеседниками, которые в курсе всего того, что происходит в российском образовании, и которым это не все равно. Они горячо говорили о том, что “ни в коем случае нельзя вводить обязательный ЕГЭ” (особенным запалом отличились здесь учителя словесности, и их можно понять), забрасывали лекторов вопросами.
– В чем, по-вашему, суть новой реформы? Как вы к ней относитесь?
– Как вы относитесь к действиям профсоюза работников образования, которые призывают учителей к забастовкам? Ведь страдают ученики, не проводятся уроки.
– Какую проблему вы бы назвали глобальной в российском образовании, без решения которой невозможно развитие?
Вопросы эти прозвучали на Дне школьной администрации.
Их глобальность во многом объясняется темами, поставленными на обсуждение: “Учитель в современном мире” и “Современная политика образования: стандарты, профильная школа, ЕГЭ и другие проблемы”.
– Образование не должно быть исключительно прикладным, обучающим лишь навыкам жизни в современном мире. Без знания культуры, материальной и духовной, без понимания общекультурных нравственных ценностей образованный человек – умелая сволочь. На лжи и воровстве ничего построить нельзя. Важна поэтому не только модернизация, но и в известном смысле архаизация образования. Не только обучение, но и воспитание играет огромную роль.
Об этом говорил Евгений Александрович Ямбург, известный педагог, которого калмыцкие учителя, директора школ и методисты приняли просто “на ура”.
Одной из главных проблем образования в России и учителя, и лекторы назвали сохранение вариативности форм обучения. Для Калмыкии это особенно важный вопрос, здесь живут люди самых разных национальностей. В школах есть классы калмыцкой и славянской культур. Есть районы, где живут турки и аварцы. Там в школах тоже изучают национальные языки. Как привести это к единообразию? Все учат только русский язык? Или, может, только турецкий? Единообразие – это, слов нет, удобно для чиновников, но оно неизбежно ведет к оскудению образования. На его сухой почве будет тогда произрастать только какой-нибудь кактус какого-нибудь одного вида. Сто цветов не расцветут никогда. И значит, образование перестанет выполнять свою прямую функцию – помогать развитию человека. Что за развитие, когда из всех одинаковые кактусы делают. Обиднее всего, что вся эта история с единообразными кактусами уже была. Про это и про другое разное, не менее важное и тревожащее, говорили на марафоне.
Собственно, называть всех участников марафона учителями – не вполне правильно. Здесь были воспитатели и заведующие детскими садами, школьные психологи, управленцы. Все это разные люди с разными конкретными задачами, но главная их цель одна – дать детям возможность получить хорошее воспитание и образование. Сделать для этого все, что от них зависит. На каком-то из “дней” я нечаянно подслушала в коридоре разговор двух учительниц (а может быть, это были психологи или воспитательницы):
– Я чувствую себя человеком. Наконец-то получаю подтверждение своим давним мыслям, слышу отклик на них.
Что ответила ее собеседница, я не расслышала. Но даже ради одной такой учительской фразы, произнесенной не с трибуны, а в коридоре, стоило устраивать этот педагогический марафон.

Ксения ТОЛОКОННИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru