Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 80 
 

Борис СОКОЛОВ

Как изучать искусство

Виппер Б.Р.
Введение в историческое изучение искусства М.: АСТ-Пресс, 2004

Классический труд одного из крупнейших русских искусствоведов, члена-корреспондента Академии художеств Бориса Виппера впервые увидел свет в 1970 году, через три года после смерти ученого. Однако он ничуть не устарел и остается полезным пособием при изучении мировой художественной культуры. Как отмечает в предисловии Т.Н.Ливанова, особую пользу книга Виппера принесет тем, кто готовится стать графиком, скульптором, живописцем, архитектором. Именно об этих искусствах там и идет речь.
В основу работы положен курс, читавшийся автором в Московском государственном и Латвийском университетах. Виппер утверждал: «Если архитектура создает пространство, а скульптура – тела, то живопись соединяет тела с пространством, фигуры с предметами вместе со всех их окружением, с тем светом и воздухом, в котором они живут». Он приводит различные типы классификации искусств: «Наиболее распространенной является классификация на пространственные и временные искусства. К пространственным искусствам причисляют архитектуру, скульптуру, живопись, так как их формы развертываются в пространстве, тогда как музыку, мимику и поэзию – к временным искусствам, так как их формы существуют во времени. В иные группы объединяются искусства, если их делить по признаку использования художественных средств – на прямые, или непосредственные, и косвенные, или опосредствованные, искусства. К непосредственным искусствам относят мимику, поэзию, отчасти музыку, где художник может обойтись без особых инструментов и материалов, одним человеческим телом и голосом; к косвенным, опосредствованным, – архитектуру, скульптуру, живопись, где художник пользуется особыми материалами и специальными инструментами». Виппер также подчеркивал, что графика предшествует собственно живописи: «В искусстве Древнего мира можно говорить о полном господстве рисунка. В сущности говоря, и вся египетская живопись, и роспись греческих ваз – это тот же линейный, контурный рисунок, в котором краска не играет активной роли, исполняя только служебную роль – заполнение силуэта… Этот древний рисунок принципиально отличен от рисунка эпохи Ренессанса и барокко: в Египте рисунок – это в известной мере полуписьмена, образный шрифт, на греческих вазах – декоративное украшение, тесно связанное с формой сосуда. В средние века тоже нельзя говорить о принципиальном различии между рисунком и живописью. Византийская мозаика с ее абстрактным золотым или синим фоном, плоскими силуэтами фигур не пробивает плоскость иллюзорным пространством, а ее утверждает; средневековая миниатюра представляет собой нечто среднее между станковой картиной и орнаментальным украшением, цветной витраж – это расцвеченный рисунок». Полное отделение живописи от графики произошло только в Новое время и было связано с укреплением личностного начала в философии и искусстве в эпоху Ренессанса.
Виппер сообщает много интересных фактов из истории различных искусств и жанров, причем делает это в простой форме, доступной и неспециалисту. Мы узнаем, какую бумагу и холсты использовали художники в разные века (в Европе бумагу начали изготовлять… из льняных тряпок), как менялись художественные приемы и состав красок, как материал скульпторов определял формы скульптуры, как влияли на архитектуру рельеф почвы и климат.
Как справедливо отмечает Виппер, «если в отношении живописи и скульптуры иногда вполне применимо выражение “стиль – это человек”, то в отношении к архитектуре гораздо правильнее было бы сказать, что “стиль – это эпоха”. Однако если это тесное слияние архитектуры с обществом, культурой, эпохой свидетельствует, с одной стороны, о чрезвычайно важных культурных функциях архитектуры, то, с другой – оно же является причиной одного, можно сказать, весьма трагического свойства архитектуры, а именно: роковой невыполнимости многих архитектурных идей и замыслов… При этом, как это ни покажется парадоксальным, именно по мере развития европейской цивилизации количество “невыстроенных памятников архитектуры” все увеличивается». Один из наиболее известных примеров здесь – печально знаменитый гигантский Дворец Советов, который предполагалось возвести на месте взорванного Храма Христа Спасителя, но на строительство которого у страны не хватило ни сил, ни средств. Следует отметить, что Випперу, как никому другому, удалось в концентрированном виде дать основные принципиальные положения истории искусств, хотя его книга так и не была закончена.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru