Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 80 
 

Андрей МАРГУЛЕВ

Все об учебной и детской литературе

Обзор материалов журнала «Школьное обозрение.
Бюллетень учебного книгоиздания» за 2003 и 2004 годы

Вокруг проблемы экспертизы учебной литературы в последнее время разгораются нешуточные страсти, которые обещают закончиться изменением правил игры на рынке учебного книгоиздания. Среди планирующихся в Министерстве образования и науки РФ новшеств – включение РАН и РАО в процесс экспертизы учебной литературы и соответственно изменение в порядке работы Федерального экспертного совета по учебной литературе.
Прокомментировать некоторые из планирующихся новаций мы попросили директора Департамента экспертизы учебных изданий, заместителя директора Республиканского центра экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании, возглавляющей Федеральный экспертный совет, Надежду Ивановну ГАБРУСЕВУ.

Не так много на сегодняшний день изданий, непосредственно посвященных проблемам учебной литературы. Материалы информационно-аналитического журнала «Школьное обозрение», последовательно и многосторонне освещающего эту важную тему, не теряют своей актуальности в течение довольно длительного времени после своего выхода. Хочется обратить внимание на некоторые из этих материалов, которые могут оказаться полезными для педагогов, библиотекарей, родителей.
«Бюллетень» издается в самом тесном взаимодействии с Федеральным экспертным советом. Потому в каждом номере (выходят раз в два месяца) очередной эксклюзивный «Перечень учебных изданий», одобренных ФЭСом и рекомендованных к присвоению грифа Минобразования. Перечень систематизирован по секциям (их обычно около 20) и помимо выходных данных содержит аннотации изданий – от кратких до весьма развернутых.
С позиции статей рубрики «Вокруг предмета» каждый номер журнала выглядит «тематическим», посвященным анализу учебных программ и издаваемой учебной литературы по определенному школьному предмету. И не только литературы, но и существующих цифровых ресурсов – учебных CD и web-сайтов. Таким образом, в 2004 году вышли номера, посвященные обществознанию (№ 4), астрономии (№ 3), всеобщей и отечественной истории (№ 1 и 2 соответственно); ранее, в 2003-м – физике (№ 6), биологии (№ 5), информатике (№ 3), английскому (№ 2), химии (№ 1). Помимо такой «тематической» линии представления новых изданий, рецензии на разнообразную учебную литературу публикуются и под рубрикой «Экспертиза» в каждом номере журнала. Да еще выпускаемые книги регулярно представляют сами издатели…
Отметим, что в ближайших номерах журнала в дополнение к учебной тематике станут публиковаться и аннотированные списки новых изданий для детей. Потому что анализ чтения и привлечения к нему детей – предмет постоянного внимания журнала. Так, под рубриками «Проблемы чтения» и «Новая грамотность» публиковались статьи, в которых рассматривались вопросы взаимосвязи культурной среды и детского чтения. Конечно, наивно рассчитывать, что статьи эти содержат рецепты из серии «как привить ребенку любовь к книге» или какие «принять меры» «на государственном уровне». Их роль скорее «тревожная» – представить масштабы происходящей культурной деформации и призвать нас всех, отбросив иллюзии, сделать проблему передачи опыта чтения книг личной проблемой сохранения для потомков доставшегося от предков наследства. Ибо, как подытоживает в своей статье «Вопреки реальности» доктор философских наук профессор Владимир Порус, «не исключено, что один из возможных путей развития человечества совпадает с реставрацией того, что мы сейчас называем ушедшим в прошлое миром чтения» (№ 2, 2004).
Одной из главных рубрик журнала является «Госполитика», рассматривающая актуальные процессы происходящей модернизации содержания и структуры общего образования, будь то глобальные вопросы образовательной парадигмы, апробация и внедрение новых учебных изданий или совершенствование нормативной базы. Особенность рубрики в том, что информация берется «из первых рук» руководителей и специалистов самого высокого ранга. Так, читатель, интересующийся ЕГЭ, узнает здесь «Предварительные итоги проведения ЕГЭ в 2001/02 учебном году» (Анатолий Баранников. № 1, 2003); на ту же тему в № 3 за 2004 год – как прийти «К обществу равных возможностей» (Виктор Болотов), с учетом того, что «Реализуемая схема ЕГЭ обладает серьезными недостатками» (Виктор Фирсов). Там же мнения Алексея Семенова «О путях совершенствования нынешней формы ЕГЭ» и Ларисы Курнешовой – «О необходимости объективного анализа результатов эксперимента по ЕГЭ». У известного специалиста Виктора Фирсова читатель узнает, почему «Система оценки должна быть встроена в более широкую образовательную парадигму» (№ 2, 2003) и «Какая разгрузка нам нужна», чтобы сохранить здоровье школьников (№ 1, 2004); у директора Института управления образованием Владимира Ерошина – каковы «Правовые проблемы модернизации российского образования» (№ 2, 2004) и «Последствия административной реформы для образования» (№ 4, 2004). В этой же рубрике то, что, быть может, недосказали руководители, проанализирует обозреватель журнала Сергей Поляков: «Основные проблемы организации профильного обучения» (№ 6, 2002), «Отметка как зеркало российского образования» (№ 2, 2003), «Госстандарт в жанре “мыльной оперы”» (№ 5, 2003), «Об истории и перспективах единого государственного экзамена», «Московское образование и единый экзамен» (№ 3, 2004), «О результатах ЕГЭ в Москве», «Что происходит в министерстве» (№ 4, 2004)… Можно без преувеличения сказать, что информация и аналитика по актуальным проблемам образования, притом без показухи и наигранного оптимизма, является сильнейшей стороной журнала.
Отдельной линией проходит в журнале освещение хода реализации программы «Информационная система учебного книгоиздания», посвященной созданию единого информационного ресурса учебных материалов. Так, 15 статей журнала № 3 за 2003 год посвящено теме, которую можно озаглавить, по названию первой из них, как «РИЦ всерьез и надолго» (Александр Медведев).
Тему «Школьная библиотека» представляет и одноименная рубрика. Здесь в № 1 за 2003 год рассказал о проекте Национального фонда подготовки кадров (НФПК) «Проблемы функционирования школьных библиотек и создания мультимедийных центров» Владимир Кашицин («Проект с видом на будущее»). Другие статьи номера: «”Кабинет № 1”: комплект несоответствий» (Ольга Козлова), «Слабое звено. Школьные библиотеки в ожидании “революции сверху”» (Татьяна Жукова), «Ассоциация школьных библиотек: “за” и “против”», «Медиатека: взгляд со стороны»… О результатах социологического исследования «Проблемы функционирования школьных библиотек и создания мультимедийных учебных центров в условиях модернизации образования» рассказали в следующем, 2-м номере ученые Надежда Осетрова и Александр Смирнов («Библиотеки как они есть»). Скрупулезный анализ регионального опыта кооперации и интеграции школьных библиотек дан в статье Александра Норкина «Объединяйся, кто может!» (№ 5, 2003). А в № 1 за 2004 год Любовь Федосова представила свой, красноярский, опыт, назвав его «Счастливая история модернизации отдельно взятой школьной библиотеки».
Педагогическая направленность журнала более всего представлена рубрикой «Новая грамотность». Потому, в частности, что здесь публикуется цикл статей под общим заголовком «Типология двоечников» (общее число статей и соответственно «типов» достигло уже 9). Как объясняет свой замысел основной автор «сериала», кандидат филологических наук, автор нескольких учебных пособий, справочников Евгения Басовская, «в классе представлено несколько, а иногда и очень много различных типов безграмотности. Каждый из них требует особой методики» (№ 6, 2002. С. 56).
Напоследок один совет: обзор – обзором, а лучше не рисковать и читать журнал самим!..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru