Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

В России ежегодно защищается немалое количество диссертаций по педагогике. Часть из них абсолютно реферативна (проще говоря, списана из разных книг, не всегда превосходных), часть основана на личном опыте автора. Попадаются и надуманные схоластические теории, и по-настоящему яркие идеи. Но все они в равной степени тонут в море методичек, брошюр, статей, в трясине птичьего языка, недоступного обычному читателю. А школа по-прежнему остается местом неизбежных мучений и редких радостей. По-прежнему непонятно, что делать с Васей, не желающим учить математику, с легкомысленной Дашей, неразговорчивым Андреем...
Диссертация швейцарского ученого, педагога и психолога Стефани Лелу посвящена анализу взаимоотношений учеников и учителей. Автор выделяет базовые понятия, на которых строятся эти отношения в рамках урока, тщательно анализирует, какой смысл вкладывают в ключевые понятия дети и взрослые. Несовпадение представлений, взаимное непонимание, фиктивное взаимодействие на основании ложной интерпретации – основа взаимного отторжения, конфликта. Совпадение, точка пересечения – начало сотрудничества, общей работы в пространстве культуры.
Один из моих коллег поинтересовался: “Какие же рекомендации дает ученый? В чем цель исследования?” Да никаких особенных рекомендаций. Никаких рецептов, методик, алгоритма действий. Мы предлагаем прочесть всего две главы из огромной диссертации, основанной на пятилетней кропотливой работе с десятками тысяч анкет, с сотнями интервью. Перед нами возникает портрет современной школы, не иллюзорный, настоящий. Портрет реального ученика. Образ учителя, такой, каким его видят сидящие за партой подростки. А выводы, практические рекомендации читатели сформулируют сами, если узнают себя в зеркале, если захотят что-то изменить.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Несчастливый, но идеальный

Лучший ученик, каким его видят в Европе и России

Ни школа, ни учитель, ни ученик не могут быть идеальными. И слава богу. С «неидеальными» жизнь богаче и разнообразнее. Но размышления об идеале нужны. Они определяют ориентиры развития, наполняют нашу деятельность смыслом. Деятельность учителя, деятельность ученика, деятельность школы в целом. Важно только, чтобы это были не внешние векторы одинаковой для всех образовательной идеологии, а внутренние векторы каждого участника образовательного процесса. И еще нужно уметь быть честными. Хотя, возможно, это самое трудное. Но в этом – ключ к настоящей, не фальшивой жизни.

Общительный и несчастный

Начнем с детей. Каким они видят идеального ученика, мечту каждого педагога и родителя? Для европейского подростка это прежде всего человек, занимающий лидирующее положение в классе. Ведет он себя по-особенному: внимательно слушает, не мешает вести уроки (это связано с представлением учеников об идеальном уроке, где не существует проблемы дисциплины), но активно участвует в них. Его интересуют все предметы. Последняя идея заставляет многих детей симулировать несуществующий интерес. Они знают несложный рецепт: получать хорошие отметки, выполнять требования учителя.
Идеальный ученик, по мнению самих учеников, успешен не только в школе, но и за ее пределами. Он не проводит все вечера и выходные, склонившись над учебниками. Он умудряется и отдыхать, и получать отличные отметки.
В сущности главное качество идеала – высокая степень социальной адаптированности. Человек умеет соответствовать требованиям, добиваться успеха во всех делах, в любом обществе. При этом не важно, насколько он счастлив или независим. Большинство опрошенных настаивали на том, что идеальный ученик не бывает одиноким, у него много друзей, прекрасные отношения с одноклассниками, учителями и родителями.
Мнение российских подростков об идеале не во всем совпадает с позицией европейских учеников. Для наших детей, как показал беглый опрос, на первом месте – не результат, не внешние признаки, а процесс, личностные особенности: трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца, планировать свое время, быстрота реакции, прекрасная память, умение слушать и говорить, отстаивать свою точку зрения, доброжелательность, поддержка окружающих людей, в том числе обессиленных педагогов. Конечно, хорошее поведение, отличные отметки, исполнительность, активная работа на уроке тоже входят в джентльменский набор.
Идеальный ученик в России может быть и общительным, и замкнутым, нелюдимым, даже “противным”, “занудным”, “наглым”. Многим он явно не симпатичен. Считается, что у него нет никакой личной жизни. По крайней мере никто не упоминает о наличии свободного времени, внешкольных интересов. Российский идеальный ученик всецело принадлежит школе. Он не слишком интересуется науками, но знает все, может ответить на любой вопрос. И получил он столь обширные знания не за счет ума, таланта (впрочем, и европейские подростки мало ценят эти качества), а за счет хорошей памяти и безграничного усердия.

Умный и независимый

Для европейского учителя идеальный ученик практически безлик, лишен каких бы то ни было человеческих качеств. Не важно, насколько он счастлив. Единственное, что имеет значение, – поведение на уроке, активная работа, послушание и тяга к знаниям. Конечно, хочется иметь дело с ребенком вежливым, умным и самостоятельным. Последнее свойство предполагает участие школьника в собственном образовании. Наши коллеги мечтают, чтобы ученик из объекта обучения превратился в субъект образования. Для этого он должен стать как бы уже не совсем школьником, обладать определенной долей критичности, зрелости. Заявляя о своем желании иметь таких учеников, педагоги тем не менее на первое место ставят исполнительность, готовность соответствовать требованиям учителя, желание слушать его.
Идеальный ученик не должен много говорить, тем более по собственной воле. Только речь учителя законна, только он может разрешить или запретить чужое высказывание. Такое неравномерное распределение речевых прав, по мнению многих исследователей, характерно всего для четырех общественных учреждений: школы, церкви, армии и суда. Светская европейская школа придерживается в сущности клерикальной концепции: только посвященный – педагог – обладает знанием истины, сообщает ее несмышленым ученикам и требует внимательного слушания и полного доверия. Более того, речь учителя должна звучать в ушах школьников даже в его отсутствие. Для этого и существуют домашние задания – продолжение учительского монолога. Проверяя их, учитель выясняет, насколько хорошо дети усвоили его слова, насколько их высказывания соответствуют устоявшимся академическим нормам.
Российские учителя оказались удивительно похожими на своих зарубежных коллег. («Приятно работать с ребенком, который готов взять то, что ты ему даешь», «Он пришел к тебе учиться тому, чему ты хочешь и можешь научить», «Он задает вопросы и готов выслушать ответ».)

Мы и они

Итак, и педагоги, и школьники согласились с тем, что идеальный ученик активно работает на уроке, внимательно слушает (не болтает лишнего, добавляют дети), но его не существует. В идеального учителя верят больше.
Разногласий в трактовке идеала гораздо больше, чем точек пересечения. Прежде всего в отличие от детей учителя не считают, что идеальный ученик – обязательно лучший. Дело не в оценках. Важнее произведенные усилия. Ценится желание и быстрое развитие. Именно за разницу между исходным уровнем и достигнутым в результате напряженного труда любят педагоги своих учеников.
Учителя уверяют, что им не очень важны оценки, однако, описывая идеальный класс, на первое место ставят именно успеваемость.
Для учеников идеальный одноклассник – обязательно отличник. Оценка признается единственным несомненным показателем успеха, блестящего результата.
Педагоги считают, что именно школа развивает личность ребенка. С точки зрения школьников, идеален тот, кто лучше других освоил профессию “ученик”, но основная его жизнь, личностный рост – за пределами школы.

Грубая реальность

Критично оценивая дистанцию между собой и совершенством, ученики прежде всего обращают внимание на поведение. Темперамент, живость характера мешают им быть идеальными. “Я, конечно, болтал, но все слышал и все понял. Я умею слушать и одновременно заниматься еще каким-нибудь делом”. “Я всегда болтаю на уроках, потому что не в силах молчать по два часа подряд. У меня это с детства не получается”. Ответственность за плохое поведение часто возлагается на учителя (он недостаточно строг), на класс (никто не слушает, меня отвлекают), на собственные прошлые ошибки (я много пропустил и все равно ничего не пойму). Важную роль играет интерес к предмету. Поэтому ученики на разных уроках ведут себя по-разному.
Педагоги также уверены, что именно невнимательность на уроке мешает ученикам приблизиться к идеалу. Связано плохое поведение главным образом с неумением детей слушать, отсутствием у них уважения к старшим, непониманием ценности образования. Важный фактор – время. На последних уроках привлечь внимание сложнее. Также есть темы, считающиеся трудными, неинтересными.
Видно, что представления о реальности у взрослых и детей совпадают в гораздо большей степени, чем представления об идеале. .


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru