Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

“Наша задача – облегчить учителю выбор учебника”

– Исаак Иосифович, говоря о нашей публикации “И не допущено. И не рекомендовано”, вы решительно возражаете против слова “мораторий”. Каким словом в таком случае определяется остановка работы ФЭС?
– Произошел небольшой технологический перерыв в приеме на экспертизу, причем только учебников. В ближайшее время он закончится. Когда это произойдет – зависит от согласованности позиций РАН, РАО и книгоиздательского сообщества. Так что фактически ФЭС работу не прекращал. Более того, он просто завален работой. В нем сейчас находится на рассмотрении около 300 учебников.

– Книгоиздательское сообщество, обсуждая изменения в работе ФЭС, раскололось. Значит ли это, что Министерство образования и науки теперь вынуждено работать только с определенными издательствами?
– Мы очень не хотим и с учетом малочисленности департамента не имеем возможности взаимодействовать с отдельными издательствами. Подчеркиваю – с любыми издательствами. Нам нужно выработать равнодействующую всех позиций. Если министерство берет на себя ответственность за включение учебника в Федеральный перечень, то оно имеет право само определять порядок экспертизы.
Сразу скажу: Министерство образования и науки не будет принимать положение, удобное и выгодное только издательствам учебной литературы. Надо подумать и об учителях. По своему опыту руководителя образования области я знаю: у подавляющего большинства учителей нет времени, чтобы прочесть и сравнить семь или восемь учебников по своему предмету, отмеченных грифом министерства. Мы видим главную задачу в том, чтобы облегчить учителю выбор учебника.
Еще в 1997 году, выступая на одном из всероссийских совещаний, я задал руководителям министерства вопрос: “Неужели вы не можете привлечь своих академиков к решению вопроса, какой из учебников “рекомендуется”, а какой только “допущен”?” Теперь я понял, что зря тогда нападал на Министерство образования. Семь лет спустя я прохожу все это на собственном опыте. Разрешить проблему с грифами “Допущено” и “Рекомендовано” чрезвычайно сложно. Уважаемые книгоиздатели ни в коем случае не хотят допустить определенности в этом вопросе.

– Но как вы сами, опираясь на личный опыт, решили бы этот вопрос?
– Повторюсь: рекомендовать 5–7 учебников сразу – значит дезориентировать учителя. Что касается учебников с грифом: чем больше будет таких учебников, тем лучше. Пусть учителя выбирают среди допущенных тот, который больше подходит школе и классу.
При этом надо помнить: если мы будем проводить жесткую – не побоюсь этого слова – экспертизу учебника, проверять соответствие его содержания научным представлениям о мире в РАН, соответствие учебника современным методическим, психологическим, педагогическим современным требованиям в РАО, то количество учебников сократится. Издательствам, работающим с сильными авторами, имеющим грамотные редакции, новых правил экспертизы бояться нечего. Но мы знаем немало издательств, которые используют труд экспертов ФЭС в качестве редакторов, а случается, и корректоров. Они по десять раз посылают рукопись в ФЭС и получают ее обратно на доработку. Наверное, с введением новых правил экспертизы им придется трудно.

Почему среди экспертных организаций были названы только РАН и РАО? Почему не ИПК или, например, не УМО?
– Министерство включает в экспертизу учебников РАН и РАО по решению президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию как авторитетные научные центры страны. Мы не считаем этот список исчерпанным. Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования и ре-
гиональные ИПК примут участие в экспертизе учебников на гриф “Рекомендовано”.
Мы старались, чтобы все эти документы разрабатывались гласно, чтобы они получились действительно нужными и полезными, хотя могли бы давно их подписать и начать экспертизу по новым правилам. Сегодня я готов сказать, что мы совершили ошибку: стали советоваться с издательским сообществом. И попали в своеобразную ловушку. Вместо того чтобы работать конструктивно, попытаться вместе понять, как правильно организовать деятельность экспертных организаций, улучшить качество учебников, издатели принялись обсуждать, что кому из них выгодно и невыгодно.

…И высказали опасения, что обязательная экспертиза в РАН и РАО сделает процедуру грифования сугубо ведомственной…
– Экспертиза РАН и РАО является не ведомственной, а государственно-общественной. Если они дадут положительное заключение по тому или иному учебнику, дальнейших обоснований от них не потребуется. А если заключение будет отрицательным, они обязаны будут достаточно подробно обосновать, почему это так. Но ответственность за это решение придется нести РАН и РАО. А эксперт, давший заключение, будет нести ответственность перед своей организацией. И мы не имеем права требовать, чтобы Осипов или Никандров раскрыли имена своих экспертов. Они смогут сделать это, если захотят.

Как новые правила экспертизы ФЭС повлияют на грифование учебников с неординарными подходами к изложению материала? Не захотят ли новые эксперты постричь всех авторов под одну гребенку?
– Я так и не понял, как включение в экспертизу РАН и РАО может повредить качеству учебников. Ведь процедуру рассмотрения в ФЭС никто не отменял. Кстати говоря, в дополнение к традиционной процедуре я давно уже предлагаю идею экспертного совета по инновационным учебным изданиям. Это был бы некий “общественный адвокат” в вопросах инновационных учебных продуктов. Уверен, издатели очень скоро поймут это.

Когда следует ожидать принятия нового положения об экспертизе учебников?
– Я думаю, во второй декаде декабря.

Исаак КАЛИНА, директор Департамента
государственной политики в области образования:

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru