Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 42 
 

Владимир СЕВРЮГИН

За журнальным столом

ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 6, 2004ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 6, 2004

Совершенно невозможно убедить государственных мужей только задуматься над реальным смыслом штампа «Мы единый народ, и нам нужна единая школа», способного поставить жирный крест
на любых серьезных образовательных инициативах. На верный путь могли бы натолкнуть не только глубокие исторические познания, но и ответ на простой вопрос: возрос бы у советских школьников патриотизм вдвое, если бы время ознакомления с государственной символикой им увеличили в два раза?
Железобетонная бесчеловечность советской образовательной системы – обязательный фактор, без которого она не смогла бы работать. И как только стержень нашей школы – ее авторитаризм – надломился, на первый план выступила неэффективность предметного набора, его эклектический, сбродный характер, сочетающий Платона с Писаревым. Очень точно об этом написал А.Ю.Пентин: «В одних дисциплинах заказ государства до недавнего времени был – научить думать, в других, наоборот, – отучить».
Во многих реформаторских проектах мы сталкиваемся с тем же линейно-штампованным подходом. При анализе содержания образования до сих пор главную проблему усматривают в перегрузке школьников, в то время как мы имеем дело с явной предметной диспропорцией и недогрузкой – нашей молодежи не хватает добротной интеллектуально-духовной пищи.
Конструктивный подход состоит в следующем: для каждого ребенка нужно выстроить такой курс, который подвигнул бы его
на напряженный и радостный труд. Задача трудная, но разрешимая. Это реальный выход из тупика, созданного крушением прежнего авторитаризма, и кроме того, он не имеет ничего общего
с попытками скроить из лохмотьев прежнего предметного набора лоскутное одеяло, якобы спасающее бедных детей от «перегрузок». Лоскутное одеяло единого стандарта – ошибка. Если стандарт будет незначительным, где найти ту силу, которая заставит кого-то «вкалывать», чтобы учить и учиться. Если же сделать его обширным, то мы воспроизведем тупиковую ситуацию непреодолимых трудностей.
Единственный выход – тонкая, индивидуальная «подгонка». Насколько отвечает задачам такой индивидуальной «подгонки» профилизация старшей ступени? По-видимому, весьма незначительно, поскольку непрофильные предметы в этой концепции – явно слабое место. В чем тогда смысл такого преподавания? Опять «единое образовательное пространство», суть которого – расширяющаяся во все стороны пустота?
Может быть, нашу школу нужно уже не восстанавливать,
а создавать заново?
(«Конструктивная трудность. Задачи современной школы с точки зрения садовника». Алексей Любжин)

ПЕРЕМЕНЫ. №3, 2004ПЕРЕМЕНЫ. №3, 2004

Есть семь принципов работы, которыми должен руководствоваться школьный психолог.
1. Помните, что главная цель – перемены.
Перемены – это основа основ терапии и школьной консультации. Просьба помощи в решении какой-либо школьной проблемы – это на самом деле запрос на изменение ситуации. Родители или учитель обычно хотят позитивных изменений показателей успеваемости и поведения ученика. Вы облегчите себе профессиональную деятельность, если время от времени будете задаваться вопросом: «А приведет ли данное действие к желаемым переменам?». «Действие» здесь понимается в самом широком смысле – как упражнение, отчет, встречи и т.д. Профессиональная эффективность во многом определяется желанием задавать себе этот вопрос в повседневной работе.
2. Ведите себя как дипломат.
Когда государственный посол прибывает в новую страну, он не принимается сразу указывать всем и каждому, что им нужно делать. Он смотрит, слушает и учится, задает вопросы. В конечном итоге результативность работы посла зависит от того, насколько он сумеет дать такой совет или рекомендацию, которая будет максимально соответствовать уникальным проблемам, интересам и возможностям населения страны. Как и хорошие дипломаты, хорошие школьные психологи подгоняют подход под человека, вместо того чтобы переделывать человека под подход.
3. Помните о важности слов.
Слова могут помочь, но могут и очень затормозить работу. Именно слова, которые люди используют для описания своих неприятностей в школе, могут дать подсказку, позволяющую понять их взгляд на проблему и ее потенциальное разрешение. Надо «перехватывать контроль», отражать слова собеседника, преобразуя их в придаточное предложение. Приобретение этого навыка требует времени, но попытаться стоит – эта стратегия оказывается чрезвычайно полезной при работе даже с самыми не расположенными к психологу и сопротивляющимися школьниками.
4. Забудьте слово «сопротивление».
Если ученик демонстрирует все признаки сопротивления («я знаю», «меня не заставите» и т.п.), то определение его в категорию сопротивляющихся только тормозит перемены. «Антисопротивленческий» ответ приводит только к обратному результату, ухудшая положение вещей. Ученики с постоянными проблемами в школе часто страдают от непонимания. Следовательно, необходимо встать на позицию сотрудничества с ребенком, а не пытаться впрямую изменить его точку зрения. Надо ученика призвать к сотрудничеству, вместо того чтобы клеить на человека ярлык «сопротивляющийся», надо творчески сотрудничать с учеником, родителями, учителями.
5. Работайте с позитивом.
Школьные психологи, конечно, должны видеть и тревожащие особенности, и сильные стороны, однако этот принцип состоит в том, чтобы проводить диагностику не только патологии, но и достоинств и ресурсов человека. На практике это выражается в работе со случаями, которые являются исключением из заявленной проблемы. Спросите хулигана о том единственном учителе, с которым у него складываются хорошие отношения, вместо того чтобы фокусироваться на тех, с кем он не может найти общий язык. Так вы скорее всего найдете подсказки, какое взаимодействие в классе и с учителем полезно для этого ученика. Вам нужно будет только увеличить степень влияния этих факторов.
6. Концентрируйтесь на будущем.
Этот принцип дает много практических преимуществ школьному психологу. Консультации наиболее эффективны, когда работа ориентирована на будущее и на возможное решение проблемы, а не на прошлое. Прошлое может быть полезно постольку, поскольку стимулирует будущие решения. Длительные археологические раскопки причин прошлых неприятностей могут очень повысить меру разочарования человека.
7. Почаще напоминайте себе, что главная цель – перемены.
Это слово, которое хороший школьный психолог должен повторять в течение рабочего дня несколько раз, если он действительно хочет помочь детям и взрослым разобраться с грузом их неприятностей.
Если вы будете руководствоваться этими принципами, то результаты вашей работы можно будет резюмировать в одной фразе – цитате, принадлежащей птичке Додо из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». «Все победили и должны получить призы».
(«Психотерапия в школе: семь принципов работы психолога». Джон Дж. Мерфи, Университет Центрального Арканзаса, США)

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. № 7, 2004ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. № 7, 2004

В большинстве школ России все еще доминирует стиль, для которого характерны стрессовая воспитательная стратегия формирования личности, деспотизм и подавление естественной активности ребенка. В классах с крикливым, недоброжелательным педагогом заболеваемость и число вновь возникающих неврологических расстройств выше, чем в классах со спокойным доброжелательным учителем. Помимо чувства страха, обиды, недоумения устрашающий крик учителя вызывает у ребенка сильное торможение процессов в коре головного мозга, в результате чего ребенок оказывается неспособным ни к адекватному восприятию, ни к формулированию точных понятий. Кроме того, замечено, что у кричащего педагога чаще и больше кричат ученики, вольно или невольно перенимая стиль общения.
Эмоционально неуравновешенный, профессионально неадекватный учитель способен нанести серьезный вред нервно-психическому здоровью ребенка. Однако и характеристики психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны. Для учителей с 15–20-летним стажем, а таких в российских школах большинство, характерны ранние «педагогические кризы», профессиональное «истощение», потеря интереса. Поэтому педагоги сегодня нуждаются в не меньшей социальной и психологической защите, чем дети.
Культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к ученику – важная составляющая профилактики нарушений здоровья как детей, так и педагогов. Вопросы обеспечения эмоционального комфорта ребенка в школе должны занять достойное место при подготовке и повышении квалификации учителей и быть одним из важных критериев при оценке всех нововведений, проводимых в российских школах в процессе модернизации образования.
(«Не надо кричать на учеников – излишние децибелы вредны и для них, и для самого учителя». М.И.Степанова)

МИР ПСИХОЛОГИИ. №3, 2004 МИР ПСИХОЛОГИИ. №3, 2004

Для профессии педагога в наибольшей степени важно соблюдение принципа соответствия индивидуальных способностей личности содержанию и виду деятельности, о которых писал С.Л.Рубинштейн.
О целесообразности соблюдения такого принципа свидетельствуют объективно существующий «отсев» и «выброс» из педагогической среды и скептическое отношение к своей деятельности многих педагогов.
Среди причин такого состояния учительского корпуса называют неясность для современного учителя критериев высокого качества образования и устаревшие психолого-педагогические знания, приводящие, в частности, к доминированию монологических методов обучения.
В подготовке преподавателей имеет место глубокое противоречие, последствия которого проявляются в каждом специалисте: основным критерием в оценке выпускника педагогического факультета вуза являются по-прежнему только знания, тогда как важнейшими факторами успешной его профессиональной деятельности оказываются сформированность, целостность его личности, духовное богатство, нравственный облик.
Причина данного противоречия в том, что педагогические вузы
в первую очередь готовят преподавателей-предметников, мало уделяя внимания личностной подготовке учителя.
Студентам (и всем желающим) Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова было предложено участвовать в работе специального семинара «Психологическая ориентация будущих педагогов». В ходе работы семинара студенты – будущие педагоги высказывали оригинальные мысли, идеи, предложения, задумывались над многими проблемами, о существовании которых они и не подозревали. Материалы их сообщений и результаты обсуждений позволили составить для будущих учителей индивидуальные программы по самосовершенствованию и формированию психологической ориентации на выбранную профессию.
В индивидуальных программах по самосовершенствованию, в составлении которых участвовали сами студенты, специально сделан акцент на четком осознании своего стремления стать педагогом, на моральной готовности к педагогической деятельности, необходимости постоянно искать лучшие пути в своей работе.
Такая работа по самосовершенствованию не завершается в период вузовского образования. Наиболее остро эти проблемы ощущаются
в период адаптации к школе. Так, для молодого учителя часто характерна поглощенность собственной информационной деятельностью, когда разнообразные ситуации на уроке воспринимаются им как помеха в реализации своего плана.
Педагогическое общение молодого учителя характеризуется противоречивостью, когда ему, с одной стороны, необходимо взаимодействовать с более опытными учителями, а с другой – желательно не утерять собственные профессиональные взгляды, не поддаться влиянию, возможно, невысокого уровня учителей данной школы. Очевидно, что молодому учителю следует с первых шагов выработать у себя психологическую устойчивость к негативным влияниям педагогической микросреды и открытость к восприятию всего положительного. На этом этапе основное внимание в специально организованной работе вуза обращается на поддержку молодого педагога, фиксирование потребности сохранения его связи с вузом, ориентацию его на продолжение самосовершенствования и личностного роста, на стимулирование развертывания связей с коллегами.
Таким образом, система психологической ориентации будущего учителя предполагает непрерывный процесс, непрерывное сопровождение человека с момента возникновения потребности «быть учителем» до момента становления учителя-профессионала.
(«К проблеме формирования психологической ориентации будущих учителей на профессиональную педагогическую деятельность». Б.И.Сарсекбаева)

ОТКРЫТАЯ ШКОЛА. № 5, 2004ОТКРЫТАЯ ШКОЛА. № 5, 2004

Самое простое определение дисциплины – способность человека подчинять свое сиюминутное «хочу» некоему «надо». Но в зависимости от того, кому это надо, могут быть два противоположных утверждения. Надо либо учителю (так ему удобнее работать), либо самому ученику. Конечно, если у педагога есть контакты с классом, то проблем с дисциплиной и быть не может.
А строить хорошие человеческие отношения можно научиться. Начинать надо с определения приоритета, а именно: в школе не дети для нас, учителей, а мы для них!
И соответственно вести себя по отношению к ним.
Если школа неуправляема, если в ней нет законов и правил, значит, в ней царит произвол. В школе (именно во всей школе, на каждом уроке) должны быть всем понятные правила, регулирующие ее жизнь. Например, если ученик на уроке поднял руку, учитель обязан его спросить и выслушать, не перебивая.
К сожалению, многие педагоги не умеют строить взаимоотношения с детьми, они часто попросту примитивно эгоистичны: думают в основном о собственном комфорте, который можно обеспечить послушанием. Такие учителя проблему дисциплины не могут решить в принципе, ибо «недисциплинированность» их учеников – это протест против их (учителей) эгоизма.
Там, где каждый начальник (а учителя для детей – начальники) делает все, что хочет, – проблема дисциплины вообще нерешаема. Вместо нее устанавливается послушание: дети боятся учителя, последствий «плохого» поведения, все это часто заканчивается бунтом. И никакими «мерами воздействия» ничего нельзя изменить. Так что начинать педагогам нужно с себя: менять свою позицию по отношению к детям.
(«Все зависит от авторитета учителя». В.И.Слуцкий)

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. № 7, 2004ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. № 7, 2004

Хорошо это или плохо – можно оценивать по-разному, но теперь роль каждого человека в своей собственной судьбе выросла значительно. Выпускник сегодня, как правило, понимает, что должен сам быть активнее.
И не скулить по этому поводу, если только родители или учителя не провоцируют бесплодные сетования, вместо того чтобы настраивать на большую и трудную работу. Дети знают: обеспеченный старт еще не означает, что ракета полетит куда надо.
Чтобы помочь самоопределению и инициативе, надо ровно противоположное тому, что происходит в школе сейчас. Нельзя причесывать всех людей под одну гребенку, как по-прежнему делает школа. Навязывание стандартов обусловлено не личными потребностями учеников и не потребностями общества, а привычкой, удобством для исполнителя и дешевизной, единой программой для всех. А надо давать возможность прорастать всем цветам. Много сфер, где тот или иной ребенок мог бы реализовать себя гораздо эффективнее, чем у него получается, например, на уроке математики. Это не значит, что всю школьную программу надо отменить, но система образования не должна быть такой косной, ученик, неуспешный в каких-либо школьных предметах, не должен приравниваться к неуспешному в жизни. У ребенка не одно школьное измерение – его качества, мешающие в школе, могут оказаться самыми важными для дальнейшей жизни.
В каждом городе и поселке есть предприниматели, которые владеют магазинами, заводиками, фермами. Нужно как можно чаще с ними общаться, приглашать в школу. Создавать такие условия, при которых дети узнавали бы, уважали их труд. Есть и глубинные вещи, о которых, прежде чем вешать ярлыки при обобщениях типа «богатеи, жулики», следует думать: после всех экспроприаций, раскулачиваний, после многих лет уравниловки попробуйте-ка потребовать от людей снисходительности к тем, кто вдруг разбогател! Горше всего то, что общество отвыкло уважать даже тех, кто зарабатывает приличные деньги честным трудом. Предприниматели сегодня должны противостоять такому общественному мнению своим примером и поведением в обществе. Для того чтобы на детей не распространялись эти крайне непродуктивные настроения, надо показывать им, что предприниматель не только ездит на хорошей машине, но еще и работает, и как работает!
(«Лопата не учит копать». В.Каганов)

УЧИТЕЛЬ. № 5, 2004УЧИТЕЛЬ. № 5, 2004

Наиболее ущемленным в правах школьным предметом оказалась музыка – старшая школа вообще наглухо отгородила себя от этого искусства. Ненормальность ситуации с музыкой в школе понимают многие мыслящие педагоги, они пытаются самостоятельно, при помощи факультативных и кружковых занятий исправить положение.
В лицее г. Железнодорожного Московской области эта проблема решена оригинальным путем.
В авторском курсе культурологии музыкальным темам отводится значительное место. Весьма действенным средством приобщения юных слушателей к гармонии и красоте музыкальной классики является включение в программу уроков сведений культурно-исторического характера. В цикле уроков по музыке есть важная составляющая – анализ предназначения музыкального искусства в ту или иную эпоху. Ведь если обратиться к истории музыкального искусства, то можно найти эпохи и явления, которые были очень похожи на вторую половину XX века.
В музыкальном образовании школьников есть одна сложная проблема: даже при достаточно большом количестве часов на музыку большинство ребят не подготовлены к адекватному восприятию и усвоению классики, этому препятствует та агрессивная «попсовая» среда, которая окружает подростка. Важно довести до школьников особенности современной массовой культуры, ее функциональную направленность. Необходимо объяснить, что поп-музыка лишь только канализирует психомоторные импульсы и выводит психическую энергию в форме ритмических движений.
Для восприятия классической музыки необходимо состояние созерцательности и погруженности в мелодику при обязательном торможении моторных импульсов.
В последнее время в работе педагогов встречаются новые трудности. Современный рынок беззастенчиво и цинично эксплуатирует музыкальную классику в коммерческих целях. «Музыкальные звонки» мобильников, турникетов в метро, рекламные ролики, заставки телепрограмм, безвкусно и аляповато используя классические мелодии в кощунственном «переложении», наносят хрупкой музыкальной культуре подростка непоправимый ущерб. Дети воспринимают мир сквозь набор опошленных и низведенных до примитивных потребностей мелодий.
Поэтому в деле современного музыкального образования именно формирование культуры восприятия музыки остается главной и наитруднейшей задачей.
(«Музыка в школе: формирование культуры ее восприятия». О.Егоров, г. Железнодорожный Московской области)

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru