Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
РЕАБИЛИТАЦИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

 Рисунок Е.Рачева к сказке О.Кироги “Слепой олененок” (журнал ЦК ВЛКСМ “Мурзилка” №6, 1956 год)Тема сегодняшнего выпуска – обещанный разговор о проблеме сильных и слабых учеников: как быть с ними при групповой работе?
Для затравки вот какая история. Перед экспериментом на не-
стандартность мышления одним испытуемым показали знакомую кинокомедию, а другим – ничего не показывали. Из тех, кто смотрел кинокомедию, справились с заданием 75%. А из тех, кто не смотрел, – 20%. Из этого ученые сделали вывод, что хорошее настроение способствует творческому процессу и помогает находить нужные решения.
И вот теперь в самый раз представить: с каким настроением ученик принимается на уроке за очередное задание, если заранее считает, что справится с ним плохо, потому что учителями и одно-
классниками раз и навсегда в слабаки записан?
А стоит ли вообще переживать: сильные, слабые, кто с кем в какую команду попадет, кто каких знаний недополучит, кто какую тему якобы прохлопает и т.д. и т.п.? Решать вам, уважаемые читатели…

 

Темпоритм ученической заинтересованности
Повседневные парадоксы нескучных уроков

Мотив как следствие

Психологи не устают твердить, что одной из причин плохих результатов обучения является его “незамотивированность”. Выходит, надо учеников “замотивировать”. Поэтому учитель обычно начинает занятие с немедленного объявления темы урока (даже пишет ее на доске): дескать, если ученикам сразу не сообщить, чем они сейчас будут заниматься, то они “не замотивируются” и ничего делать не станут. Вот учитель старательно и разжевывает, зачем им все это нужно.
И вправду – зачем? Чтобы поступить в университет? Или чтобы быть культурным человеком? Звучит красиво. Но на правду не похоже. Ведь ни один нормальный ученик в таких словах свое поведение не мотивирует. Да и мы, взрослые люди, так свои мотивы не выражаем.
Мотив – это что-то личное, интимное. И если известно, что мысль изреченная есть ложь, то словесное выражение мотивов тех или иных наших поступков – ложь на все 100%. Высокие слова про разумное-доброе-вечное – чаще всего ложный (или защитный) мотив. Что там на самом деле движет учителем на конкретном уроке – этого он и сам порой не понимает. Для детей же слова о необходимости быть культурным человеком и вовсе пустой звук.
Конечно, заинтересованность обеспечивается мотивацией. Но это не значит, что любой бред, выдаваемый нами за мотивацию, этой самой мотивацией станет для каждого ребенка и все, как по команде, начнут заинтересованно смотреть нам в рот.
Так что же делать? Во-первых, не объяснять, что, зачем и почему. Мало того, даже не заикаться о мотивах – тогда, глядишь, они и появятся. У каждого свои. Ведь не только заинтересованность вызывается мотивом, но и сами мотивы возникают как следствие заинтересованности.
Как же вызвать заинтересованность? Социоигровой стиль предлагает парадоксальные ходы, связанные, как это ни странно, с теми или иными ограничениями.

Видимость простоты

Главные секреты социоигровой педагогики связаны с кажущейся простотой. Учителю нужно подать любой новый материал так, чтобы ученики воспринимали его как знакомый (но требующий некоторых уточнений).
Учебный материал может пугать учеников обилием нового, неизвестного. Так давайте мы этот материал поделим на такие частички, чтобы они казались ученикам вполне обозримыми, как бы даже знакомыми и потому не такими уж страшными.
Конечно, ограничения – это всего лишь методический прием, который помогает ученику обрести смелость, чтобы окунуться в задание с головой. Потом, нанырявшись, он, конечно, обнаружит, что мелководье (та самая простота) было обманчиво. Но ученика это уже нисколечко не обескуражит. Наоборот, он будет счастлив, что сам обнаружил глубину, соизмеримую с собственными силами.

О пользе цейтнотов

Заинтересованность человека всегда выражается в изменении темпа и ритма его поведения. А если изменить темп или ритм жизни ученика, что станет с его заинтересованностью? Она тоже изменится, и, как правило, в лучшую сторону.
Темп – это скорость. Ограничьте время – и темп увеличится. И дети сломя голову кинутся выполнять задание (если оно, конечно, не какое-нибудь сверхзаумное). “Легкотня! Это мы сейчас в два счета выполним!” Ограничения по времени (1–2 минуты – не более) помогают возникновению подобной видимости простоты.
Правда, есть ученики, которые начинают действовать только лишь для того, чтобы от них отвязались (“Подумаешь, две минуты поработаю, зато приставать не будут”). Но аппетит приходит во время еды, и после двух отведенных минут ученики, войдя во вкус, уже не спешат возвращаться в свои прежние “окопы”.
Ну а что же бывает, когда на задание дается не две, а 10–15 минут? Обычно ученики восемь минут раскачиваются, а потом за оставшиеся все те же две минуты выполняют всю работу. Впопыхах, конечно. Так не лучше ли сразу дать две минуты? И стоит ли так уж бояться, что впопыхах? Когда времени впритык, то ученикам, во-первых, будет что друг у друга попроверять, а во-вторых, делать это они начнут очень даже заинтересованно: ну-ка поглядим, что там соседняя группа успела наколбасить?

В защиту звонков

Иногда учителя после удачных социоигровых уроков “жалуются”: ученики, мол, не хотят уходить из класса на перемену, приходится их чуть ли не силком выгонять.
Одна учительница даже как-то спросила: “А можно мне договориться со своей подругой, чтобы заменить ее урок продолжением моего незаконченного?” Конечно же нельзя! Урок на то и урок, чтобы заканчиваться по расписанию. И это чудесно, если звонок прозвенел, а работа в самом разгаре. Урок прерывать в таком случае даже выгодно. Ведь ученикам нужно приучаться переключать свое внимание на другую деятельность, на другой урок, на другого учителя (в жизни это им ой как пригодится).
А вот если такой урок, вместо того чтобы оборвать со звонком, наоборот, продлить, то может случиться перебор, возникнет переутомление. И тогда в подсознании некоторых учеников появится досадный шлейф негативных ассоциаций, связанных либо с учебной темой, либо с самим предметом.
Известно: если у реки берегов не будет, то течение прекратится и начнется заболачивание местности. Так и берега звонков и расписания для течения реки-урока просто необходимы.
Правда, некоторые “инноваторы” любят размахивать лозунгом “Долой урочную систему!”. Разве можно, мол, ученика учить от звонка до звонка! Конечно, нельзя. Но рамки урока и нам, учителям, и нашим ученикам очень даже нужны. Например, для того, чтобы возникли течения – мыслей, чувств, находок. Чем прочнее берега, тем более стремительные течения они могут выдержать. Подкопай их – и течения прекратятся, нарушатся или перемешаются. И может случиться, что никаких течений не будет вовсе.
Для ученика именно рамки урока подчеркивают незавершенность возникшей жизни и необходимость ее продолжить. Именно звонок позволяет ученикам заметить, как они были только что увлечены на внезапно оборвавшемся уроке. И осознать, что они пока еще не достигли намеченного результата. Осознать, сколь сладостны для них были эти совместные поиски возможных решений. Осознать ценность каждой секунды, открывая для себя необходимость не терять времени зря.

Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru