Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 79 
 

Эльмир ЯКУБОВ,
муниципальное учреждение Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система
Республика Дагестан, Россия

Муниципальные и школьные библиотеки: поиски путей взаимодействия

По образованию я педагог. Преподавал математику в вузе, педагогическом колледже, техническом лицее и средней школе, работал учителем начальных классов и воспитателем детского сада. Но начинал свою профессиональную карьеру методистом по библиотечным фондам школьных учебников: эту должность в конце 70-х годов ввели в штаты городских и районных отделов народного образования в связи с осуществлявшейся тогда реформой советской школы.
В сентябре 2001 года меня назначили директором муниципального учреждения Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система. Днем я руководил работами по восстановлению пострадавшей от разрушительного террористического акта центральной библиотеки города, а долгими зимними вечерами, изучая опыт благополучных библиотек в стране и за рубежом, придумывал невероятные (как мне тогда казалось) планы нашего будущего. Самое интересное в том, что эти фантазии мои коллеги-подвижники (а библиотекари на Руси, я теперь знаю это точно, святые люди) воспринимали как руководство к прямому действию. Именно тогда и родилась поначалу казавшаяся неосуществимой идея возродить библиотеки в школах.
Самые яркие впечатления детства у меня связаны с книгами и школьной библиотекой, где я проводил свое свободное время. Уже работая в гороно, много сил и времени посвятил тому, чтобы сделать библиотеку родной школы образцовой. Считаю, что мне удалось это: поучиться к нам приезжали педагоги со всего Северного Кавказа.
Придя через 20 лет в библиотеку школы, называющейся ныне многопрофильным лицеем, я испытал неприятное ощущение того, что время здесь остановилось, прямо как в сказке о спящей красавице. И это при том, что окружающий библиотеку внешний мир непрестанно меняется, заставляя людей по-иному думать и жить в изменяющихся обстоятельствах.
Понимая, какой дополнительный груз взваливаем на себя, мы все решили на базе библиотеки Хасавюртовского многопрофильного лицея создать консультационный центр, обеспечивающий методическое сопровождение инноваций в школьных библиотеках. Инициируя процесс изменений, мы преследовали и свою “корыстную” цель: в перспективе передать школьным библиотекам, максимально приближенным к пользователям, часть своей ответственности и полномочий с тем, чтобы сосредоточиться на основных принципиальных направлениях информационно-библиотечной деятельности.
Наш временный творческий коллектив, поддерживаемый руководством и педагогами лицея, начал свою работу с выстраивания модели школьной библиотеки. Мы исходили из того, что функции библиотеки современного образовательного учреждения не просто модифицируются и расширяются. Меняется миссия: библиотека должна стать информационно-образовательным центром, выполняющим педагогические функции, которые позволят давать знания, умения и навыки, необходимые каждому для продолжения непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.
Новая миссия библиотеки потребовала определенного эволюционного скачка: в формировании фондов, в техническом оснащении, в изменении профессионального сознания библиотечных работников.
Оценив состояние документного фонда библиотеки, мы пришли к выводу о его неполном соответствии образовательным и воспитательным задачам лицея. В целях обеспечения доступа учителей, школьников и их родителей к самой разнообразной информации, предоставления широких возможностей для формирования культуры умственного труда, развития критического мышления на педагогическом совете было принято решение пополнять библиотечный фонд в основном нетрадиционными носителями информации: аудио-, видео- и электронными изданиями. Для этого были использованы и возможности бюджета, и донорская помощь попечителей лицея. За год библиотека пополнилась 87 компакт-дисками, систематизированными по отраслям знаний, архивом копий документов из сети Интернет объемом более 1 гигабайта и 36 кассетами с обучающими фильмами.
При поддержке городской администрации на базе кабинета информатики была создана медиатека. В первую половину дня кабинет работает в учебном режиме, а после занятий и по воскресеньям становится филиалом лицейской библиотеки. В распоряжении пользователей 10 компьютеров, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет (эта услуга оплачивается из расчета 0,24 доллара США за 1 мегабайт полученной информации), а также собственные электронные ресурсы. Активное использование в воспитательно-образовательном процессе новых информационных технологий коренным образом изменило отношение учащихся к учебной деятельности, а учителям позволило резко повысить результативность и качество своего труда.
Поскольку книжный фонд библиотеки в основном составляют учебники, особой необходимости в автоматизации библиотечных процессов пока не возникало. Но уже этим летом на бюджетные средства и предоставленный Фондом Потанина грант для лицеистов будут приобретены почти тысяча томов классической и современной художественной литературы, справочные и энциклопедические издания. Поэтому решено установить на сервере библиотеки программное обеспечение для успешной навигации во все возрастающих ресурсах.
Библиотекари лицея, которых и дети, и взрослые все чаще хотят видеть в роли педагогов-консультантов, творцов развивающей и комфортной информационной среды, под руководством сотрудников ЦБС учились работать с видеоматериалами, осваивали компьютерные технологии, овладевали интерактивным поиском информации.

Муниципальные
и школьные
библиотеки:
поиски путей
взаимодействия


Окончание. Начало читайте на 1-й странице


Итогом работы временного творческого коллектива можно считать концепцию развития библиотеки лицея, которая предусматривает расширение документального фонда посредством активного межбиблиотечного книгообмена, использование таких форм индивидуального, группового и фронтального обслуживания пользователей, которые не ограничиваются пространственными рамками, формирование информационного мировоззрения учащихся и продвижение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной и иной познавательной деятельности.
Следующим этапом работы по реорганизации системы библиотечного обслуживания школьников города стала межрегиональная конференция “Школьные библиотеки: разрушение барьеров”, проведенная Хасавюртовской городской ЦБС в сентябре 2003 года при поддержке Института “Открытое общество” – Фонд Сороса (Россия).
Партнерами проекта выступили:
Региональный общественный Фонд Гаджи Махачева по поддержке науки, образования и культуры.
Дагестанская республиканская детская библиотека.
Министерство образования Республики Дагестан.
Научная библиотека Дагестанского государственного университета.
Республиканская общественно-политическая газета “Дагестанская правда”.
В работе конференции приняли участие школьные библиотекари, учителя и руководители образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием, сотрудники научных, массовых и детских библиотек из городов Избербаш и Хасавюрт, из Бабаюртовского, Казбековского, Кизлярского, Новолакского, Ногайского, Хасавюртовского районов, а также их коллеги из Ножай-Юртовского, Урус-Мартановского и Шелковского районов Чеченской Республики – всего около 70 человек.
Основная цель проекта заключалась в том, чтобы продолжить начавшуюся конструктивную деятельность по поддержке библиотек образовательных учреждений, объединить усилия различных библиотек, заинтересованных в позитивном развитии региона и готовых к сотрудничеству на основе базовых ценностей открытого общества, предоставить им дополнительный ресурс для дальнейшего совершенствования.
В последние годы в нашей стране происходит активная реорганизация системы образования. Однако потенциальная роль школьных библиотек в осуществляемой реформе просто игнорируется. Необходимо разрушить некоторые из барьеров, препятствующих эффективному развитию школьных библиотек. Барьеры разделяют школьные библиотеки друг от друга и изолируют их от социальных партнеров: педагогических коллективов, родительской общественности, органов управления образованием, учреждений культуры, в том числе массовых библиотек. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что учащиеся, не получив ответа на свои вопросы в школьной библиотеке, обращаются в муниципальные, вынужденные в связи с этим сосредоточиться на обслуживании детей и юношества и значительно ограничить предоставление информационных услуг другим категориям пользователей. Конференция стала форумом для обсуждения этой проблемы.
Кроме открытой профессиональной дискуссии, были проведены тренинг “Толерантность – ковчег XXI века”, различные практические и творческие упражнения, деловая игра. Всем участникам конференции предложен обширный раздаточный материал по обсуждаемой теме, методические рекомендации, библиографические списки и пр. Специально к мероприятию подготовлена книжно-иллюстративная выставка “Разные культуры – общие ценности”.
Проект, став своеобразным инструментом объединения усилий различных библиотек, способствовал не простому сложению, а умножению их потенциала. Мы получили реальную возможность передать апробированные методики и технологии широкому кругу библиотек региона. Многократная трансляция опыта обеспечила проекту множительный эффект. Жизнеспособность проекта усиливается и тем обстоятельством, что установленные в ходе его реализации деловые и неформальные отношения продолжаются и на основе сотрудничества различных социальных структур содействуют интеграции созданных ресурсов в новые проекты. Благодаря успешной реализации проекта многие школьные библиотеки, обретшие соответствующую консультационную поддержку, получили возможность значительно расширить область своей деятельности, активно внедряют новые библиотечные технологии, выступают в качестве ресурсных центров. Кроме того, созданы механизмы, позволяющие оказывать реальное воздействие на эффективное развитие школьных библиотек, что в конечном счете должно разрушить существующие барьеры и уравнять возможности.
В том, что предпринимаемые нами меры по объединению усилий муниципальных и школьных библиотек своевременны и эффективны, мы убедились на Всероссийском фестивале “БиблиОбраз” где представили опыт совместной работы с библиотекой лицея, ставшей лауреатом представительного смотра, и получили одобрительный отзыв профессионалов. Кстати, это достижение также является примером расширения партнерских связей и эффективного использования ресурсов городской ЦБС, предоставившей конкурсанту и организационную помощь, и методическую поддержку, и скромные финансовые средства.
Позитивная оценка стимулировала новый проект, к реализации которого мы намерены приступить в следующем учебном году. Нам предстоит решить следующие задачи:
привлечение к участию в изменениях широкого круга школьных библиотек не только города, но и всего северо-западного региона Республики Дагестан и приграничных территорий Чеченской Республики;
накопление, систематизация и распространение соответствующей информации;
обучение школьных библиотекарей;
разработка модели взаимодействия школьных библиотек друг с другом и с социальными партнерами.
В рамках проекта предполагается создать в структуре ЦБС межшкольный медиацентр, где каждому партнеру будет предоставлена возможность для обмена идеями и опытом, знакомств, представления своей деятельности, дискуссий. Проект призван продвигать достижения всех библиотек, выразивших готовность сотрудничать с нами, всемерно содействовать их общественной активности и инициативе, помочь школьным библиотекарям научиться самим решать комплексы реальных проблем, опираясь на накопленные ресурсы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"