Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Светлана ПОПОВА

Играйте все этюды Черни!

Так нужно ли учить детей нотной грамоте? Увы, нужно.
И вообще нужно давать все, что можете дать.
И даже более того

Настройщик пианино чинил войлочные молоточки, читал свои и чужие стихи. Потом поговорили о бесполезности музыканта в данное время в данном месте. Я сказала: «И зачем учить детей нотной грамоте?» Настройщик удивился: «А зачем вообще детей учить грамоте?»

Летом одни семьи мечутся – где бы пианино достать; другие маются – куда бы этот ящик пристроить. К счастью, многие отдают деревянного друга безвозмездно «в добрые руки». «Добрые руки» выгадывают пространство на самых мелкотравчатых кубатурах, ползая по углам с сантиметром: если шкаф поставим немножечко углом, диван сдвинем.

Детишек принято учить музыке. Кем, когда, зачем принято? Низачем. Так. Как в культурных семьях: музицирование, иностранные языки, хорошие манеры, вышивание «бисерного чехольчика на зубочистку» – прочий институт благородных девиц.

Я спросила у дочери, студентки Гнесинского училища:
– Нужно ли детей насильно учить музыке?
– Детей ничего насильно нельзя, – ответила моя певица.

Дает ли музыкальная школа общее развитие? Да. Точно так же, как и студия живописи, или бального танца, или кружок вязания, испанский язык и спортивная секция. Не больше.
Что лично мне дали 11 лет в музыке? Сгорбленную спину, навсегда испорченные отношения с родителями, неприязнь к любому виду обучения на долгие годы. А еще музыкальная школа подарила мне способность слышать, любить и понимать классическую музыку.

Тут как-то прибежала
взъерошенная дочь. Завтра экзамен по музлитературе, ничего не знаю по Моцарту, садись-ка, мать, за рояль, темки мне наиграешь. И – бух, бух – клавиры «Волшебной флейты» и «Дона Жуана»! А мать 20 лет не сидела за роялем, страшные клятвы давала: ни инструмента в доме не будет, ни нот!
Села за пианино, размяла пальцы… После цитировала из фильма Михалкова «Сибирский цирюльник»: «Этот Моцарт, который достал меня по самые гланды… Так вот, этот Моцарт… великий композитор!»
И кстати, ребенок «пять» получил.

Итак, нужно ли учить детей нотной грамоте?
Увы, нужно.
И вообще нужно давать все, что вы можете дать. И даже более того.
При малейшей материальной возможности стоит загромоздить квартиру роялем, изыскать внятного преподавателя. Отяготить себя и ребенка нудным, кропотливым и достаточно тяжелым трудом. Единственный совет: отступите от авантюры, если дитя явно против, отбивается руками и ногами. Не насильничайте.
Впрочем, истории известны случаи последующих попреков. В 15, 20 и даже в 40 лет дитя может оттопырить губу и промолвить: «Так надо было настоять!!!»
И все же не надо настаивать. Пусть даже и попреки. Сохраним ребенку детство! «Связанная птица не может быть певчей».

Бывает, что малыш охотно влезает в новое дело. Но до вольного полета годы и годы гамм, арпеджио, неинтересных «гимнастических» упражнений… Это как балет: станок два часа ежедневно. И еще неизвестно, что из тебя получится. Живой, активный, подвижный ребенок просто не способен на многочасовые подвиги на одном месте. Это ведь нужно очень любить, или очень хотеть, или иметь маму-надсмотрщика, лучше с ремнем. Если всего этого в вашей квартире не наблюдается – так и бросьте. Вон знакомые «идут по неверному пути Паниковского», ищут, где б взять пианино, – отдайте им, пусть теперь другие «порадуются».

Если же процесс пошел и ребенок шатко-валко или даже охотно подходит к инструменту, не спугните его! Поощряйте, хвалите. И не сравнивайте с другими детьми.
Помню, в моей музыкальной школе самой способной оказалась дочка уборщицы: талант ведь не выбирает. Моя мать, музыкант, была этим очень оскорблена. «Вот, – говорила она, – девочка понимает, что будет мыть полы, если не выучится, потому и старается. А ты…» И ду-ду-ду, и ду-ду-ду… И я опускала несчастную, бесталанную десятилетнюю голову.
Вероника Долина про свои детские музыкальные занятия поет: «Да я не музыкой гнушалась, а слишком часто мне внушалось, какой во мне, безрукой, прок?»
Не возлагайте надежд на победу на конкурсе Чайковского. А просто почаще говорите ребенку: «Гений! Чистый гений!»
Мы ведь не устраиваем гонку вооружений за лауреатством, правда? Просто получаем от жизни удовольствие.

…А еще настройщик пианино сказал мне: «Вам просто не повезло с педагогом. Меня мой учитель влюбил в музыку на всю жизнь».
Но вот у моей дочери педагогом по фортепьяно была блестящая пианистка, потрясающий музыкант, дивный человек. И что же? Встала Элис в третью позицию, пустила пар из левой ноздри… И бросили фортепьяно. Сейчас ребенок говорит: «И правильно не заставляла. Но знаешь, сейчас мне бы очень пригодились и помогли те неполученные знания».
Кто-то, окончив музыкальную школу, никогда больше не подходит к инструменту. Но моя знакомая, ученый-биохимик, лучший отдых видит в том, чтобы купить новые ноты и сесть разбирать произведение. Сама себе концертирует, репетирует, учит наизусть.

Теперь о тех, кто в наше время избирает путь волшебства и радости. Ошиблась – нищий путь волшебства и радости. Как было сказано: «Не нужны были стране советской ни Стравинский, ни Пендерецкий. Не нужны теперь стране российской ни Пендерецкий, ни Стравинский». Музыканту, как и ученому, сегодня на Родине делать нечего. Разве что очень повезет. Везет немногим. Коль решил ребенок стать музыкантом, пусть реально видит и звезды, и тернии.
Что касается не классического образования, а эстрады – тут даже говорить нечего. Это путь сомнительный, нечестный и бешено дорогой. Особенно опасны здесь игры с маленькими детьми. Куклята быстро привыкают к сцене и успеху и никем, кроме звезд эстрады, себя видеть не желают.

Что, напугала? А вы не бойтесь. Потому что если уж суждено вам делить единое жизненное пространство с ребенком-музыкантом, никуда не денетесь! Он у вас «роялю» выпросит, а то и так будет круглосуточно петь-свиристеть. Соседям тоже придется смириться. Это я со знанием дела говорю, как пострадавшая.

Играйте все этюды Черни!
И никакой на свете скверне
на ваших пальцах не бывать.
Все десять заняты этюдом,
На вид трудом, по сути – чудом,
Не будем это забывать!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru