Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Кинжал для пастушьего сыра
Тбилисские тени Сергея Параджанова

Сергей Параджанов

Цветные тени незабываемых образов Сергея Параджанова осеняли V Международный кинофестиваль в Тбилиси, организованный Центром киноискусства «Прометей». Главный приз, небольшая статуэтка человека, несущего на раскрытой ладони горящий огонь, дал фестивалю неофициальное пока название «Прометей». Как и на других киносмотрах, на тбилисском существует традиция сопровождать основной конкурс специальными программами и ретроспективами. В какой-то степени наследовав тбилисскому фестивалю студенческих фильмов и дебютов «Амирани» («Амирани» – грузинский аналог «Прометея»), «Прометей» обязательно включает показ фильмов одной киношколы. «Таинственными незнакомцами» нынешнего оказались студенты Ливанской киношколы.
Столетие первой грузинской кинозвезды Нато Вачнадзе было отмечено показом восстановленной ленты с ее участием – «Амок» Котэ Марджанишвили, одного из немногих выдающихся театральных режиссеров, успешно работавших и в кино. Ретроспектива фильмов мюнхенского комика немого кино Карла Валентина была организована с помощью тбилисского Гете-института. Наряду с конкурсом больших художественных фильмов, где Россия была представлена фильмом Сергея Соловьева «О любви», проходил конкурс документальных и короткометражных работ.
Но особенным событием стала ретроспектива фильмов Сергея Параджанова и учреждение фондом «Тбилиси и Параджанов» ежегодного параджановского жюри и приза. Особенным потому, что хотя тбилисец Параджанов был частью духа и очарования Тбилиси, без фильмов режиссера на большом экране выросло уже целое поколение. И влияние Параджанова, его художественного метода скорее можно обнаружить у современных персидских режиссеров, нежели у его соплеменников в Армении или сограждан в Тбилиси. И на этом фестивале главный приз получил иранский режиссер Джафар Панахи за фильм «Червонное золото», завоевавший в 2000 году «Золотого льва» на Венецианском фестивале за предыдущую работу «Круг».
Тем отраднее было видеть, как неизменно заполнял молодой зритель залы на параджановских просмотрах. Энтузиасты фонда «Тбилиси и Параджанов», художники и актеры устроили великолепный костюмированный вечер-представление прямо на улице Шардена в старом городе. Ее перегородили, тут же, на каскадных ступенях, расстелили ковры, где и расположился фестивальный народ. Изображая торговцев и разносчиков фруктов и зелени, студенты угощали гостей. Участники и гости фестиваля, друзья Параджанова и не знакомые с ним старые дипломаты и молодые поэты ели свежий лаваш и пастуший сыр, отрезая куски воткнутым в него кинжалом. Вино и пиво, лимонад и вкуснейшая вода помогали общению. А на стене старого дома висел экран и показывали фильм о Параджанове, сделанный его племянником Георгием, – «Я умер в детстве». Голос Параджанова так естественно звучал на заполненной толпой улочке, под блистающими звездами тбилисского неба, словно шли его съемки и он обращался прямо к участникам своего фильма.
Праздничный дух фильмов Сергея Параджанова, ошеломляющее кинематографическое впечатление почти затмевали критикам глубинный смысл, основной, на мой взгляд, текст его посланий. Соседство с Прометеем помогает расслышать этот текст, потому что впрямую относит к тому, что более всего привлекало Сергея Параджанова в человеке и историческом опыте – прекрасный герой, искатель любви и тайны, истины, скрытой в чувствах и поступках, идущий за них на мученичество и самопожертвование.
В интервью журналу «Литературная Армения» на вопрос, почему он вернулся из украинской тюрьмы в Тбилиси, заданный не без легкой ревности, Параджанов ответил со свойственной ему прямотой. Что искал для своего фильма чистый образец подвига самопожертвования. И нашел его в грузинской народной «Песне о Зурабе» – юноше, который дал себя замуровать в стене Сурамской крепости, которая могла выстоять только на крови героя. Он был гражданином мира в кино, недаром снял на Украине «Тени забытых предков» Коцюбинского, в Германии ему предлагали снимать «Фауста», а в Америке – «Песнь о Гайавате». Но его Эолова арфа стояла на склоне горы Мтацминда в Тбилиси, в доме его родителей на Котэ Мэсхи, 7. Здесь она могла петь на всех языках, только звук ее оставался единственным: голосом кинорежиссера Сергея Параджанова – притягательным, проникновенным, рассказывающим волшебные и правдивые сказки.
Героизм, природа подвига самопожертвования, непонятная и пугающая для слабых духом, всегда манила и завораживала Параджанова. Потому что он был отважным. И все время испытывал, подвергал проверке свой дух, эпатируя всех – старых врагов и новых друзей, провоцируя вечную дуэль с насилием и пошлостью. В этом смысле он был скорее античным автором, а не советским. Ведь тех ничего, кроме героизма, и не интересовало. Откуда, собственно, и само это слово – «герой», приобретшее в наше время смысл главного персонажа, вовсе не обязанного соответствовать определению «герой».
У Сергея Параджанова подвиг может не выглядеть героическим с первого взгляда. Но подвиг смирения и верности в «Тенях забытых предков» не вовсе затмевается властной красотой мифа о силе ненависти до гроба, о силе любви – и за смертной чертой. Он проступает, как грунт, основа главной тайны этого фильма.
Так же как подвиг поэта, вспарывающего кинжалом поэзии пласты обыденной памяти в его кинофреске «Цвет граната» («Саят Нова»). Или мученический подвиг старого Аги, который ценой утраты своих богатств и самой жизни смывает грех отступничества от Христа, совершенный им в порыве отчаяния в горькой его юности. И наконец, сияющий подвиг самопожертвования Зураба в «Легенде о Сурамской крепости».
Смерть Параджанова многими воспринималась как конец карнавала. Но миновали годы, суровые, полные событий, которые почти стерли память о праздничном мире одной из самых трагических фигур кинематографа. Казалось, на этот раз Параджанов покинул Тбилиси навсегда. Он уехал учиться в Москву и вернулся. Поехал на киностудию имени Александра Довженко, у которого учился во ВГИКе, и научился большему, чем его учили. Вернулся и уехал в Ереван. Потом снова поехал в Киев – навстречу ужасу и унижению тюрьмой и лагерем. Израненный, больной диабетом, он приехал в Тбилиси. А где бы еще спросили у него не о болезнях и несчастьях, а деловито, словно бы он уезжал ненадолго в отпуск: «Что привез, Сержик?» Кому бы еще мог ответить, не переспрашивая, с нескрываемой гордостью: «Двенадцать замыслов, и все – гениальные».
Тбилисский фестиваль дал понять всем, кто захочет: стоит вспомнить Параджанова, посмотреть его фильм, и окажется, что он вернулся. Недаром в конкурсе документальных фильмов нашлась исполненная параджановского духа картина грузинского режиссера Давида Джанелидзе «Майдан – пуп мира», которой и вручили первую параджановскую премию.

Тамара ДУЛАРИДЗЕ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru