КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Кинжал для пастушьего сыра
Тбилисские тени Сергея Параджанова
Цветные тени незабываемых образов
Сергея Параджанова осеняли V Международный
кинофестиваль в Тбилиси, организованный Центром
киноискусства «Прометей». Главный приз,
небольшая статуэтка человека, несущего на
раскрытой ладони горящий огонь, дал фестивалю
неофициальное пока название «Прометей». Как и на
других киносмотрах, на тбилисском существует
традиция сопровождать основной конкурс
специальными программами и ретроспективами. В
какой-то степени наследовав тбилисскому
фестивалю студенческих фильмов и дебютов
«Амирани» («Амирани» – грузинский аналог
«Прометея»), «Прометей» обязательно включает
показ фильмов одной киношколы. «Таинственными
незнакомцами» нынешнего оказались студенты
Ливанской киношколы.
Столетие первой грузинской кинозвезды Нато
Вачнадзе было отмечено показом восстановленной
ленты с ее участием – «Амок» Котэ Марджанишвили,
одного из немногих выдающихся театральных
режиссеров, успешно работавших и в кино.
Ретроспектива фильмов мюнхенского комика немого
кино Карла Валентина была организована с помощью
тбилисского Гете-института. Наряду с конкурсом
больших художественных фильмов, где Россия была
представлена фильмом Сергея Соловьева «О любви»,
проходил конкурс документальных и
короткометражных работ.
Но особенным событием стала ретроспектива
фильмов Сергея Параджанова и учреждение фондом
«Тбилиси и Параджанов» ежегодного
параджановского жюри и приза. Особенным потому,
что хотя тбилисец Параджанов был частью духа и
очарования Тбилиси, без фильмов режиссера на
большом экране выросло уже целое поколение. И
влияние Параджанова, его художественного метода
скорее можно обнаружить у современных
персидских режиссеров, нежели у его
соплеменников в Армении или сограждан в Тбилиси.
И на этом фестивале главный приз получил
иранский режиссер Джафар Панахи за фильм
«Червонное золото», завоевавший в 2000 году
«Золотого льва» на Венецианском фестивале за
предыдущую работу «Круг».
Тем отраднее было видеть, как неизменно заполнял
молодой зритель залы на параджановских
просмотрах. Энтузиасты фонда «Тбилиси и
Параджанов», художники и актеры устроили
великолепный костюмированный
вечер-представление прямо на улице Шардена в
старом городе. Ее перегородили, тут же, на
каскадных ступенях, расстелили ковры, где и
расположился фестивальный народ. Изображая
торговцев и разносчиков фруктов и зелени,
студенты угощали гостей. Участники и гости
фестиваля, друзья Параджанова и не знакомые с ним
старые дипломаты и молодые поэты ели свежий
лаваш и пастуший сыр, отрезая куски воткнутым в
него кинжалом. Вино и пиво, лимонад и вкуснейшая
вода помогали общению. А на стене старого дома
висел экран и показывали фильм о Параджанове,
сделанный его племянником Георгием, – «Я умер в
детстве». Голос Параджанова так естественно
звучал на заполненной толпой улочке, под
блистающими звездами тбилисского неба, словно
шли его съемки и он обращался прямо к участникам
своего фильма.
Праздничный дух фильмов Сергея Параджанова,
ошеломляющее кинематографическое впечатление
почти затмевали критикам глубинный смысл,
основной, на мой взгляд, текст его посланий.
Соседство с Прометеем помогает расслышать этот
текст, потому что впрямую относит к тому, что
более всего привлекало Сергея Параджанова в
человеке и историческом опыте – прекрасный
герой, искатель любви и тайны, истины, скрытой в
чувствах и поступках, идущий за них на
мученичество и самопожертвование.
В интервью журналу «Литературная Армения» на
вопрос, почему он вернулся из украинской тюрьмы в
Тбилиси, заданный не без легкой ревности,
Параджанов ответил со свойственной ему прямотой.
Что искал для своего фильма чистый образец
подвига самопожертвования. И нашел его в
грузинской народной «Песне о Зурабе» – юноше,
который дал себя замуровать в стене Сурамской
крепости, которая могла выстоять только на крови
героя. Он был гражданином мира в кино, недаром
снял на Украине «Тени забытых предков»
Коцюбинского, в Германии ему предлагали снимать
«Фауста», а в Америке – «Песнь о Гайавате». Но его
Эолова арфа стояла на склоне горы Мтацминда в
Тбилиси, в доме его родителей на Котэ Мэсхи, 7.
Здесь она могла петь на всех языках, только звук
ее оставался единственным: голосом
кинорежиссера Сергея Параджанова –
притягательным, проникновенным, рассказывающим
волшебные и правдивые сказки.
Героизм, природа подвига самопожертвования,
непонятная и пугающая для слабых духом, всегда
манила и завораживала Параджанова. Потому что он
был отважным. И все время испытывал, подвергал
проверке свой дух, эпатируя всех – старых врагов
и новых друзей, провоцируя вечную дуэль с
насилием и пошлостью. В этом смысле он был скорее
античным автором, а не советским. Ведь тех ничего,
кроме героизма, и не интересовало. Откуда,
собственно, и само это слово – «герой»,
приобретшее в наше время смысл главного
персонажа, вовсе не обязанного соответствовать
определению «герой».
У Сергея Параджанова подвиг может не выглядеть
героическим с первого взгляда. Но подвиг
смирения и верности в «Тенях забытых предков» не
вовсе затмевается властной красотой мифа о силе
ненависти до гроба, о силе любви – и за смертной
чертой. Он проступает, как грунт, основа главной
тайны этого фильма.
Так же как подвиг поэта, вспарывающего кинжалом
поэзии пласты обыденной памяти в его кинофреске
«Цвет граната» («Саят Нова»). Или мученический
подвиг старого Аги, который ценой утраты своих
богатств и самой жизни смывает грех
отступничества от Христа, совершенный им в
порыве отчаяния в горькой его юности. И наконец,
сияющий подвиг самопожертвования Зураба в
«Легенде о Сурамской крепости».
Смерть Параджанова многими воспринималась как
конец карнавала. Но миновали годы, суровые,
полные событий, которые почти стерли память о
праздничном мире одной из самых трагических
фигур кинематографа. Казалось, на этот раз
Параджанов покинул Тбилиси навсегда. Он уехал
учиться в Москву и вернулся. Поехал на киностудию
имени Александра Довженко, у которого учился во
ВГИКе, и научился большему, чем его учили.
Вернулся и уехал в Ереван. Потом снова поехал в
Киев – навстречу ужасу и унижению тюрьмой и
лагерем. Израненный, больной диабетом, он приехал
в Тбилиси. А где бы еще спросили у него не о
болезнях и несчастьях, а деловито, словно бы он
уезжал ненадолго в отпуск: «Что привез, Сержик?»
Кому бы еще мог ответить, не переспрашивая, с
нескрываемой гордостью: «Двенадцать замыслов, и
все – гениальные».
Тбилисский фестиваль дал понять всем, кто
захочет: стоит вспомнить Параджанова, посмотреть
его фильм, и окажется, что он вернулся. Недаром в
конкурсе документальных фильмов нашлась
исполненная параджановского духа картина
грузинского режиссера Давида Джанелидзе «Майдан
– пуп мира», которой и вручили первую
параджановскую премию.
Тамара ДУЛАРИДЗЕ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|