Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Содержание истории
У нас, несмотря ни на что, все еще очень демократичный закон о школьном образовании. Если на него опираться, многое можно сделать…

Галина Клокова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник РАО. Знаете, когда появились первые советские учебники истории? Через 20 лет после революции. До того учили по всяким пособиям, статьям, а в общем – кто как сумеет, лишь бы соблюдалась генеральная на данный момент идеологическая линия. А учебник по современной истории вообще появился только после войны.
Любой предмет периодически должен обновляться, обновлять надо не только методику, технические средства, но и содержание курса. Тем более история, особенно история ХХ века – предмет, который был и остается прежде всего идеологическим и подвергается самому кардинальному пересмотру всякий раз, когда происходят серьезные перемены в обществе.
Так это было в связи с Октябрьской революцией, так это происходит и в наше время. Только на этот раз мы смогли справиться с этим гигантским делом намного быстрее. Первые новые учебники истории появились в 1994 году. Менее чем за 15 лет нам удалось не только выработать иную структуру предмета, но и предложить школьному учителю на выбор тринадцать учебников истории.
У нас очень демократичный закон о школе. Он допускает возможность альтернативных форм образования, альтернативных учебников, учебных курсов...
(Реплика с места) – Мы в Чувашии пятый год работаем в рамках эксперимента и на своем опыте убедились, что когда на все про все два часа в неделю, ничего не успеваешь. Учебники рассчитаны как минимум на 3 часа.
Г.К. Конечно, два часа истории в неделю ставят учителя в исключительно сложное положение; однако исходите из того, что больше их не будет. Их больше в профильных классах, но что же делать с таким объемным курсом в обычной школе? В старшем звене поможет только учительский поиск. Мы предлагаем весь материал давать пунктиром, как бы через запятую, но выделять определенные сюжеты, проблемы и на них останавливаться подробнее, серьезнее. Мы готовим сейчас такие учебники.
(Реплика с места) – Это у вас, в Москве, возможно, есть выбор любого из 13 учебников, а у нас, в провинции, все иначе: нам спускают сверху один-единственный учебник, в августе нам официально объявляют, какой именно…
Г.К. Мы знаем об этом. В провинции чиновники системы образования намного сильнее влияют на все, что происходит в школе. Но закон никто не отменял, и вы имеете полное право и возможность сопротивляться такому нажиму. Вы можете это делать, опираясь на родителей: объясните на родительском собрании, почему предпочитаете тот учебник, а не этот, заручитесь их поддержкой…
Идет эксперимент в профильных классах и школах: разрабатываются и предлагаются старшеклассникам на выбор маленькие курсы: как историк работает с источниками, например, или небольшой курс истории науки и техники и так далее.
(Реплика с места) – А кто должен утверждать эти маленькие курсы? Если, как у нас, методические центры, то пока до них доберешься, пока они за несколько месяцев его рассмотрят, дадут свое разрешение, всякое желание этим заниматься пропадает. А можно их утверждать прямо в школе, на педсоветах?
Г.К. Факультативы вообще утверждаются педсоветом школы. В методические центры посылают чаще всего для того, чтобы потом прикрыться их разрешением, на всякий случай. Это совсем необязательно.
(Реплика с места) – Единый государственный экзамен останется единственным для получения аттестата?
Г.К. Нет, ученики могут выбирать, сдавать ли им единый государственный экзамен или по старинке.
(Реплика с места) – А у нас в Мордовии ученики могли выбирать, как им сдавать выпускные, но вузы брали только тех, кто сдавал ЕГЭ.
Г.К. Они не имели на это права.
(Реплика с места) – Говорят: патриотизм, патриотизм! – а куда исчезли из советской истории трудовые подвиги, трудовой героизм?!
Г.К. Это у вас ошибка памяти – трудового героизма советских людей и в старых учебниках практически не было. Стаханов, Виноградова – и все, больше вы ничего не вспомните. Там о развитии производства говорилось куда больше, чем о людях, которые его развивали. Я бы сказала, что все-таки школьная история в какой-то степени обратилась к повседневности, к человеку. Появилась, например, отдельная тема: человек на войне, война глазами простого человека.
(Реплика с места) – Да все это в учебниках дается через запятую, скороговоркой…
(Реплика с места) – А мне нравится, когда все – «через запятую». Я из самой обычной школы, но благодаря этому у меня есть самостоятельность, я могу выделить в курсе то, что нахожу нужным, другой учитель выделит что-то свое…
Г.К. По этому принципу составлены немецкие учебники. О войне, например: дается хронология, карты военных действий, а потом, на страницах другого цвета, – два-три сюжета: о Красной капелле, о Холокосте, о поражении под Сталинградом…
Последнее время начался крен в сторону от свободы учителя: разрешительный закон о школе (все, что не запрещено, разрешено) думскими поправками превратили в запретительный (разрешено только предписанное), выбор учебников собираются сократить до трех в одной параллели, все труднее становится получить рекомендательный гриф Министерства образования на новый учебник. И явная склонность ужать финансирование школ из федерального бюджета, переложив это на бюджеты региональные. Сокращение часов на историю прямо связано с уменьшением ее финансирования: часы – это зарплата учителя; а если пойдут дополнительные часы и курсы, их оплата ляжет на плечи родителей. Возможно стало «зарубить» учебник по письму ветеранов, по мнению которых в нем не хватало патриотизма.
Можно и нужно отстаивать право учителя на самостоятельность – право, предоставленное ему законом.

Записала Ирина ПРУСС


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru