Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС 

Александра БОЧАВЕР

Не бывает абстракций с червяками в карманах

Что такое уроки психологии? Обучение душеведению и человеколюбию?
Или – душелюбию и людоведению?..

Фото А.КОЗИНА

Во вторник веду первые уроки психологии у младшеклассников. Детки замечательные, пару раз, увидев меня мельком, здороваются и спрашивают, когда я приду их учить. Говорю – скоро. И они ждут. А я изучаю огромные перечни детских игр, зачитываюсь Клаусом Фопелем, придумываю программу. И разглядываю детей на детских площадках.
С утра видела такую картину: суровый мужчина – охранник в черной форме с желтой надписью на спине и таким выражением лица, словно неделю без отдыха выслеживает банду негодяев, – ведет за ручку в школу маленькую хорошенькую девочку с косичками. И на плече у него – рюкзачок с розовыми утятами…
Вспоминаю детей, которых видела год назад в саду. Кто-то говорит воспитательнице «мама», а при виде настоящей мамы плачет. Кто-то плачет непрерывно. Девочка лет трех, с экзотическим именем вроде Мальвины, не говорит членораздельно ни одного слова, но непрерывно что-то лопочет, и в ее лепете отчетливо слышатся матерные корни, заимствованные, видимо, из разговоров родителей…
Маленький мальчик, живущий на пятидневке, играет в детский сад для зверей: зверюшек потихоньку разбирают по домам родители. Остается один зайчонок, которому мальчик говорит: «А за тобой мама сегодня не придет, потому что ты плохой». У маленьких детей многое считывается по тому, как они играют.
Я слышала про детей, чьих родителей лишали родительских прав, про инцесты, про попытки самоубийства. Кого-то воспитывает бабушка, кто-то по нескольку раз в год убегает из дома. Едва ли детям из неблагополучных семей помогут уроки психологии. Но эти странные уроки – все-таки повод познакомиться и, если повезет, что-нибудь понять, им и нам. А там видно будет…
Хочется что-нибудь придумать, чтобы работало. Хочется всем, но не всегда понятно как. Ведь детям больше всего не хватает внимания. И учительского, и родительского.
Разнимаю двух дерущихся третьеклассников, один из которых валяется на полу. Подбегает третий – демонстративный, искренний – и кричит, падая на линолеум: «Я тоже хочу, чтобы вы меня подняли с пола!»
Очень важно, чтобы в школе психолог не стал милиционером, которого обещают позвать в случае чего. Ведь родители до школы и классного руководителя редко доходят. А психологу многое видно даже по тому, как ребенок сидит на уроке: спокойно или вертится; ссорится с соседом по парте или дружит; робеет перед учителем или уверен в себе…
С кем и с чем ассоциируется абстрактный ребенок? Море вариантов. Цветок жизни (банальность). Верещащий ужас, сшибающий цветочные горшки (неприятие). Недоделанный взрослый (непонимание). Воплощение родительских надежд (амбициозность). Человечий детеныш (биологически обусловленная симпатия). Чистота и невинность, которым предстоит испортиться (мизантропия)… В общем, возможны самые противоречивые картинки, связанные с образом ребенка.
Но абстрактные дети – это неинтересно. Это либо клише, либо чей-то слишком субъективный взгляд, либо, если определение нейтральное и безоценочное, модель. На модели можно изучать психологию развития, можно ею пользоваться, чтобы кроить детскую одежду или конструировать детские коляски. Но то, что цепляет, расстраивает, радует, заставляет думать – это настоящие, конкретные дети, которые носятся по коридорам, плачут от обиды, врезаются в уборщиц, воруют яблоки, рисуют на партах, переживают, когда ссорятся родители. Застенчивые, веселые, нахальные, лукавые, с бантиками на голове или червяками в карманах… Совсем не абстракции.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru