Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Путеводитель по миру детства

Несколько лет назад, когда появилась возможность покупать книжек сколько хочешь, у меня дома стояла картонная коробка с толстенькими томиками карманного формата. На суперобложке название «Как любить ребенка», под ней узор из листочков клевера, среди которых несколько четырехлистных. Говорят, это к счастью – найти такой листок. Книжки были, чтобы дарить. Сейчас осталась одна – с обтрепанным хвостиком закладки, пометками, вся набитая исписанными клочками. Я самонадеянно (и пользуясь служебным положением) присоединяюсь к ведущей семинара и предлагаю вам несколько отрывков из книг Януша Корчака.

Е.К.

Если разделить человечество на взрослых и детей, а жизнь – на детство и взрослость, то окажется, что дети и детство – это очень большая часть человечества и жизни. Только занятые своими заботами, своей борьбой, мы не замечаем его...

Всю жизнь я боролся за права ребенка, и кто-то однажды очень правильно мне сказал: да кто теперь вообще уважает человека...

Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться, трудно мелкими шажками поспевать за взрослым, из крохотной ручонки выскальзывает стакан. Неловко и с трудом влезает ребенок на стул, в коляску, на лестницу; не может достать дверную ручку, посмотреть в окно, что-либо снять или повесить, потому что высоко. В толпе заслоняют его, не замечают и толкают. Неудобно, неприятно быть маленьким.
Удивительно точно. И очевидно. Но когда читаешь в первый раз, не оставляет изумление: как же я сама-то не видела! Когда я прочитала Корчака в первый раз, у меня возникла собственная программа модернизации образования: детям надо читать «Матиуша», а учителям и родителям – «Как любить ребенка».

Говорят, что луна одна, а ее отовсюду видно.
– Слушай, я стану за забором, а ты стой в саду.
Закрыли калитку.
– Ну что, есть в саду луна?
– Есть.
– И тут есть.
Поменялись местами, проверили еще раз; теперь все ясно, никаких сомнений: луна не одна, их две.

Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!

Нельзя относиться с пренебрежением к ребенку. Он знает о себе больше, чем я о нем. Он общается с собой все те часы, когда бодрствует. Я его лишь отгадываю.
Мало того что мы распоряжаемся жизнью, имуществом, свободным временем другого человека, мы еще и льстим себе, думая, что можем вырастить его таким, как нам нравится. Некоторые умудряются сохранить эту иллюзию даже после многих лет работы с детьми.

Счастье для человечества, что мы не можем принудить детей поддаваться воспитательским влияниям и дидактическим покушениям на их здравый ум и здоровую человеческую волю.

– Ты вспыльчив, – говорю я мальчику, – ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день.
Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь.

А это напутствие Корчака выпускникам, которое нередко называют его завещанием:
«Мы ничего вам не даем. Мы не даем вам Бога, ибо сами, собственным трудом должны вы найти его в своей душе. Мы не даем вам Родины, потому что вы сами должны найти ее трудом собственного сердца и мысли. Мы не даем вам любви, ибо нет любви без прощения, а прощение – это огромный труд, который каждый должен предпринять сам. Мы даем вам только одно – тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет, тоску по истине и справедливости. Быть может, эта тоска приведет вас к Богу, поможет обрести Родину и любовь».
Как это непохоже на громыхающий управленческий императив: должны привить, воспитать, сформировать... Педагог не имеет права навязывать детям ценности, ибо без собственных переживаний человек утратит их при столкновении с действительностью. Помощь педагога ребенку нужна, но для обретения собственных ценностей.

Уважайте текущий час и сегодняшний день. Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью? Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство завтрашнему дню, не спешить и не гнать. Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез; раненая – станет кровоточить, убитая – тревожить призраком дурных воспоминаний.

– Наклонитесь, Доктор, мне нужно сказать вам по секрету!

Ребенок провинился, потому что не знал; не подумал; не устоял перед соблазном, подговариванием; пробовал; не мог по-другому.
Прощать и не наказывать – это одно и то же? Разрешить себе прощать – очень трудно. Страшно отпустить вожжи, потерять контроль. И ведь все равно теряют. Поколение за поколением пытаются удержать детей в строгости и почтении. Но чем короче поводок, тем больше хочется свободы и доверия.

Так что же, разрешать ему все? Ни за что – из скучающего раба мы вырастим скучающего тирана.

В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать. Иногда с досадой думаешь, что бунтовать, ненавидеть и возражать они учатся на лету. И никаких специальных усилий не требуется. Но Корчак продолжает: «Мы часто встречаем взрослых людей, которые обижаются, когда надо бы не обратить внимания, презирают, когда надо бы посочувствовать. Потому что в области негативных чувств мы самоучки... – И неожиданно для меня добавляет: – Я писал эту книгу в полевом лазарете, под грохот пушек во время войны».

Неправда, что ребенок... врожденный анархист. Нет, ребенок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнется, усталый, остановится, чтобы перевести дух.
Ребенок хочет, чтобы к нему относились серьезно, хочет доверия, хочет получить от нас помощь и советы. Мы же относимся к нему несерьезно, беспрестанно подозреваем, отталкиваем непониманием, отказываем в помощи.
Ребенок боится спать один в комнате, приходит в очаяние при мысли о приближающейся ночи.
– Почему же ты мне не сказал?
– Да именно что сказал.
А мать не обратила внимания: стыдно, такой большой мальчик, а боится – вот и вся ее реакция.
Поразительно одиноким может быть ребенок в своем страдании...
Все взрослые произошли от детей. Почему же мы так быстро забываем то, что сами испытывали в детстве? Или это власть так портит человека?

Трудное это дело – родиться и научиться жить. Мне осталась куда более легкая задача – умереть. После смерти может быть опять трудно, но я не думаю об этом. Последний год, или месяц, или час. Я хотел бы умирать в полном сознании, сохраняя присутствие духа. Не знаю, что я сказал бы детям на прощание.
Это одна из последних записей, накануне последнего дня рождения, за две недели до конца.

Молитва воспитателя

(Из книги Януша Корчака «Наедине с Господом Богом. Молитвы тех, кто не молится».)

Я не возношу Тебе длинных молитв, о, Господи!
Не посылаю бесчисленных вздохов. Не бью низкие поклоны. Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе, Владыка, в милость. Не прошу почестей.
Нет у моих мыслей крыльев, которые вознесли бы песнь мою в небеса. Слова мои не красочны и не благовонны – нет у меня цветов. Устал я, измучен. Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату-человеку. Боюсь – не поймет, не проникнется, пренебрежет, высмеет.
Всегда пред Тобой я смиреннейший из смиренных, но в этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда я говорю с тобой тишайшим шепотом, но эту просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь небесную. Распрямляю спину и требую, ибо не для себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Не легким путем их направи, но прекрасным.
А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru