Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Людмила КОЖУРИНА,
кандидат педагогических
наук, РАО

Умеем ли мы разговаривать,

или Как сделать беседу произведением искусства

Атмосфера в школе во многом зависит от того, как мы разговариваем – с учениками, коллегами, начальством. Очень важно выбрать правильные слова, но они прозвучат впустую или даже произведут противоположный эффект, если мы произнесем их неправильно.

Каждый разговор уникален и неповторим. Вы начинаете говорить, отвечаете на чужую реплику, мобилизуете сознание, чувственную сферу, волю, воображение – и устремляетесь к пониманию. На глазах начинает вырисовываться, создаваться новое, прежде не бывшее речевое произведение. Этот третий мир – мир самого общения – возникает из сплетения множества субъективных слоев говорящих людей.
В учебниках по культуре речи записаны требования к хорошей речи: точность, ясность и правильность. Но эти технологические характеристики выразительности вовсе не определяют общение. Доступность и наглядность правил речи – малая часть всей правды о говорении. Правила сами по себе не много стоят, зато могут закрывать перспективы речевой свободы и речевой органичности, самых сущностных основ общения. Поэтому вовсе не исполнение правил есть первая обязанность говорящего, а стремление к живому личностному общению.
Конечно, во многих измерениях диалог требует мастерства: формирования замысла, умения перенести его на общность собеседников... Когда разговор движется навстречу смыслу, то именно с этого начинается путь речевого совершенствования. Часто мысли о нормах, о правилах речевого этикета, возникающие во время разговора, отражают нашу неудовлетворенность не качеством речи, а совсем другими параметрами общения. На самом деле нас не устраивают психические техники разговора, которые можно назвать “переходными мостиками” между словами и смыслами. Некоторые из таких техник можно перечислить и пояснить.

Вдохновение

В первую очередь речь проявляет наши человеческие возможности. Одна из них – способность объединиться с другим человеком. Ваш собеседник – не отчужденный объект, а одухотворенное существо, и одухотворяете его именно вы! Активизируйте себя, встряхните, энергетически наполните! Нагнетание этих состояний – признак вдохновения. О том, что вдохновение появилось, можно судить по ощущению множественности возможностей разговора и по легкости предъявления этих возможностей. Но главным образом – по окраске речи особым, пристрастным тоном. Именно чувства являются энергетическим обеспечением разговора. Громко и жизнерадостно поздороваться, удачно пошутить – уже насытить пространство хорошим настроением. Но следует помнить, что понимание успевает возникнуть, если голоса чуть меньше, чем вызывающих его чувств. Наоборот, крик, громкость, высокие вибрации вносят ощущение неконструктивности. Часто ребенок физически не переносит урока учителя, голос которого все время вздернут. Он жалуется на головную боль после такого урока и начинает испытывать отторжение к предмету. В характеристику “плохого учителя” дети обязательно вносят мнение: “Если сильно кричит”.

Удивление

Известно, например, что говорить с подчиненным человеком следует твердо, кратко. Завуч говорит учителю: “Почему ваш кабинет остался неубранным?” Учитель – ученику: “Почему не сделал домашнее задание?” Подобные фразы – ожидаемое средство создания конфликтной ситуации. Они мгновенно перемещают проблему в эмоциональную сферу: начинаются волнения и тревоги испуганного сердца. “Мы убирали, но потом…”; “Я делал, но…”. Надо понять, что те, кто начинает с вами так говорить, не интересуются проблемой, они нуждаются в психологической разрядке. Так и выходит: нерешенная проблема уходит на периферию разговора, в центр выдвигается выяснение отношений.
Если вышестоящий человек спокоен, ровен, мягок, он вызывает у подчиненного ощущение обыденной, а потому неопасной ситуации, которую можно спокойно обсудить и разрешить. Ситуации-то в школе и впрямь одни и те же. Но всякий раз дежурные вопросы и дежурные ответы доводят до стресса. Вспомните, как, столкнувшись с проблемами в первый раз, вы видели их остро и объемно. Необходимость в удивлении есть, должна быть всегда, в любой беседе. Без этого нет свежести взгляда и настоящей заинтересованности. Конечно, если цель вашего разговора – не банальная нахлобучка. 

Сомнения

Способность сомневаться в своей правоте и в своем предназначении, отказ от непогрешимости. Многие педагоги считают эти качества гибельными для своего авторитета. Учителю легче сказать, что в учебнике допущена опечатка, чем признаться ученикам, что его замечательные вычисления неверны. Завучу, по ошибке ставящему учителю в расписание лишний урок в течение целой четверти, невыносимо трудно извиниться перед учителем, и он становится в менторскую позу: “Ну и что? Разве ваши дети уже всё знают?”.
Стоит только сомнению появиться в речи собеседника, как тут же подчеркивается его приобщенность и к вам, и к жизни, в которой многое происходит не так, как хотелось бы. Сомнение выглядит как откровение, посетившее говорящего при входе в смысл ситуации. “Наверное, я что-то упустила”, “Я не понимаю, простите”, “Давайте проверим ход наших мыслей”… Эти формулы ведут к объяснению: “Что именно не понимаете?”. Через прояснение позиций острый разговор всегда обретает конструктивность. Ведь люди и в самом деле могут вас понять неправильно!

Искренность

Люди боятся быть искренними. Это не случайно, ведь достигнуть соответствия между своим внутренним и внешним миром очень трудно. Однако надо помнить: когда вы правильно понимаете, о чем идет речь, но вслух – разумеется, из благих побуждений – толкуете по-другому, это манипуляция чужим сознанием. В школьной жизни она встречается постоянно. Вот завуч побывал на уроке учителя, и урок ему очень понравился. Однако ему кажется, что похвалой можно “испортить” учителя, уронить свой авторитет, поэтому он говорит: “Неплохо, неплохо вы работаете, но вот в тетрадях, я посмотрела, беспорядок, да и ошибки пропущенные есть. Надо быть внимательнее”. Привычно? Еще бы! И учитель так же ведет себя по отношению к ученику, не видя в этом никакой опасности. Он делает вид, что не замечает достижений и даже откровений в работе ученика, зато всячески подчеркивает мелкие изъяны. Неискреннее речевое поведение педагога – обыкновенная ложь. За ней всегда стоит непонимание или некомпетентность, душевная слабость или зависть. А в результате на городскую олимпиаду присылают аккуратных и абсолютно нетворческих детей, в медальную комиссию привозят выскобленные до блеска, но безжизненные сочинения. А ложь хороших оценок в аттестате!
Основная причина педагогической лжи – неверие в реальность внутреннего мира ученика или подчиненного. Мы как будто говорим о его проблемах, но никаких проблем на самом деле не видим. Обсуждаем то неудобство, которое нам причиняет человек своим поведением или словами: “Ты здесь не один”, “А если все будут (не будут)…”, “Вы, конечно, хороший учитель, но я как директор…”. В этих риторических оборотах правды ни на грош. Фальшивое поведение настолько привычно в школе, что никого не задевает. Например, планы и методички. Проводим выдуманные кем-то “уроки” для реальных живых детей – используем детей как статистов, это нечестно. Поэтому плохое поведение или плохая учеба ребенка всегда уличает педагога в неискренности. Думать в общении с детьми о своем престиже, “делать вид” – значит, доставлять им страдания. Неискреннее поведение администрации – причина неблагополучия в педагогических коллективах. Вдруг объявляют подготовку к “министерскому тестированию”, а проводят контрольную из методического журнала. Вдруг фиксируют какую-то оплошность учителя – и на каждом совещании клюют бедолагу. Такого рода манипуляции вызывают недоверие, тревогу, а то и страх подчиненных. Ложь разделяет даже друзей. Зато правда имеет колоссальную силу сцепления.

Поиск

Но представим, что все люди искренни. Новые проблемы. Например, ненависть к собеседнику за его откровенность или за настойчивость в проведении своей линии. Такие ситуации разрешать трудно. Легче воспользоваться зависимым положением учителя или ученика и попросту заткнуть ему рот. Истина уходит из общения, когда произносятся фразы: “По какому праву вы так со мной разговариваете?” или: “Да ты кто такой? Пустое место!”. Человек автоматически становится господином ситуации, а собеседник – ее рабом. На такой пароль, если вы не прирожденный мученик, следует давать один отзыв: “Никто здесь не лучше и не хуже другого”. Помните, что в таких “паролях” проявляется нежелание решать проблему, отказ от трудностей поиска – черты человека нетворческого, ненастоящего. Ничего “педагогического” в распекании человека при молчаливых зрителях нет. Даже если при этом перед вашим носом размахивают связкой ключей или стучат рукой по столу. Даже если вышестоящий пытается своими словами вас дискредитировать: “Вы опять опоздали, какой пример вы подаете детям!”, “У вас нет дисциплины, а это первая заповедь учителя!”, “Без плана на урок ходить нельзя, это ваше домашнее задание!”. Подобные слова – примеры тенденциозного толкования и властных притязаний. Когда утеряно переживание события, его уникальный событийный контекст, какое-то эмоциональное ядро, тогда это не разговор, а “собака лает – ветер носит”. Вышестоящему следует избавиться от этой плохой привычки и прежде всего – вызвать у себя ощущение знакомости ситуации, хотя бы минимальной причастности к ней. Сразу придут формулы продуктивного разговора: “Случается, что…”, “Мне интересно узнать, почему…”, “Я, когда начинал, тоже думал, что...”, “Давайте обсудим, что происходит, когда…”. Без обоюдной заинтересованности нет разговора.

Эстетика разговора

Ситуация разговора имеет свойство саморазвития. Никогда не следует рвать внезапно возникающие нити естественного разговора. Они в подтексте, иронии, языковой игре. Без них невозможно подлинное удовольствие от разговора, к тому же в педагогическом отношении они чрезвычайно важны. Дайте ребенку возможность идти за своим словом, создавать собственную эмоциональную среду разговора – и он начнет погружаться в море своей субъективной речевой энергии. Чем чаще он это будет делать, тем крепче будет его Я. Смысл педагогического общения – в этом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru