Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
ПОДРУБРИКА

Имеет ли школа право быть скучной?
Для множества учителей и родителей в разных странах такого вопроса нет – а как же иначе? Сами, мол, в такой учились – и ничего, пробились, людьми выросли. Скука – она, как холодная вода, закаляет и приучает к стрессам. Приучает к тому, что жизнь не площадка для развлечений… А значит, следует вывод, да здравствуют скучные уроки и нудные домашние задания как лучший способ приучения к порядку и дисциплине!..
Но не подмена ли это понятий?
Ведь «нескучная школа» – это вовсе не школа поверхностно-легкая.
Не школа, которая развлекает.
Это школа, которая умеет трудное делать интересным.
И следовательно, умеет пробуждать в ребенке сложное, неординарное мышление. Умеет раскрывать богатство детской индивидуальности.
Во всяком случае, это не примитивная, не упрощенная школа.
Что и доказывает опыт той педагогики, которая вопреки стереотипам массового сознания продолжает строить школу по-настоящему трудную и интересную.
Не унижающую, а возвышающую человеческое достоинство.

Успех не падает с неба
Школьные магазины и кафе как образовательный проект

Бизнес – это и азартная игра, и умение выжить, и готовность самостоятельно решать свои проблемы. Самый простой путь в бизнес – торговля. Она не требует ни большого стартового капитала, ни солидных знаний. Поэтому в сфере купли-продажи крутится так много предприимчивых, активных подростков. Конечно, для детей безопаснее, проще начать свое дело в стенах родной школы – именно сейчас, осенью, пока до экзаменов еще далеко, пока есть время раскрутиться. Но для школы это лишняя головная боль. Зато сколько образовательных ситуаций возникает естественным образом, как раскрываются личности учеников!

Школьные магазины, весьма распространенное явление во всем мире, понемногу начинают появляться и в России. Они торгуют всякими полезными мелочами: ручками, тетрадями, жвачками, леденцами, открытками. И важно не только то, что они удобны для учеников и педагогов. Важно, что они становятся первым настоящим делом для подростков, жаждущих взрослой жизни, самостоятельности, независимости. Эти крошечные лавочки – и серьезная учеба, и реальный опыт предпринимательства, и возможность заработать деньги – для себя, для семьи и даже для школы. Естественно, если дело поставлено грамотно. А для этого начинающим продавцам нужен особый педагог, сведущий не только в экономической теории, но и в практике.
Вроде Михаэля Бэремора из Америки, который предложил своим ученикам кроме слушания лекций и семинаров по маркетингу поучаствовать в проекте создания школьного магазина.
Или вроде Мэри Фергюссон из Канады, учительницы математики, считающей такой проект бесценной возможностью применить знания, полученные на уроках. И речь не только об арифметике. Чтобы годовая прибыль составила три тысячи долларов, нужна серьезная математическая подготовка.
Сиди Хэнман, преподавательница кулинарии из Индии, помогла своим ученикам сделать предприятие популярным не только в школе, но и в городе. Разнообразное меню, полезные для здоровья продукты, низкие цены. Ребята выучили столько рецептов, освоили столько методик приготовления пищи, столько узнали о людях, о жизни, о себе!.. Теперь они совсем по-другому, на равных разговаривают с учителями и родителями, независимо и достойно, с пониманием проблем взрослого мира.
У каждого школьного предприятия свое лицо, своя специфика, но есть и общие черты. Прежде всего то, что всю работу действительно выполняют сами ребята. Они закупают товар и ведут документацию, сами определяют экономическую политику и сами решают, как распределить прибыль.
Большинство таких предприятий работает неполный день – ведь продавцы не могут прогуливать занятия. Поэтому кто-то прибегает ни свет ни заря, чтобы успеть поторговать перед уроками, кто-то стоит за прилавком на перемене, а кто-то остается по вечерам.
Чтобы за такое короткое время окупить затраты, приходится продумывать каждый шаг. А собранный по крупинкам бесценный опыт не должен пропасть. Вот и появилось у юных предпринимателей желание создать международную ассоциацию школьных предприятий, а лучшие идеи собрать и опубликовать для тех, кто еще только мечтает начать свое дело. Второй выпуск сборника лучших идей вышел в свет не так давно.
Читаешь и завидуешь. Прибыль некоторых школьных предприятий исчисляется тысячами долларов, а зарплаты сотрудников бывают выше, чем в среднем по стране.
Один из успешных примеров – кафе «Ручеек». Его создатели, английские старшеклассники, давно закончили школу, а их детище процветает уже более 10 лет. Ежедневно двери кафе открываются ровно в семь утра – не все любят завтракать дома. Последний посетитель уходит в три. Школа еще не закрывается, но работникам кафе нужно успеть навести порядок и подготовиться к завтрашнему дню: закупить свежие продукты, сделать домашние задания… Иногда кафе работает по вечерам. Все школьные праздники и даже родительские собрания проходят здесь.
Успех предприятию обеспечивает принцип, записанный в уставе: «Мы даем людям то, что они хотят». Здесь не готовят привычных школьных завтраков. Каждый день что-то новое: китайская, итальянская, французская кухня. Еда всегда свежая, горячая. На площади около шестисот квадратных метров могут одновременно поесть более четырехсот голодных школьников и учителей. У предприятия есть все необходимые лицензии, санитарная инспекция проверяет кафе минимум дважды в год и каждый раз продлевает срок лицензии, не находя серьезных нарушений.
Конечно, так было не всегда. Когда-то на этом месте прогорала самая заурядная школьная столовая. Но администрация школы не побоялась поверить своим ученикам, помогла получить ссуду на открытие кафе. Видимо, хорошо понимая, что учить лучше сытых детей, а учиться надо в реальном деле, не только за партой. Ссуду удалось выплатить довольно быстро. Теперь вся прибыль идет на развитие дела, на зарплату сотрудникам, а частично в фонд школы. Кстати, о зарплате. В кафе всего пять человек трудятся на полные ставки (весьма, кстати, высокие): один взрослый и четыре старшеклассника. Остальные работают время от времени за небольшое денежное вознаграждение или даже бесплатно. Добровольцы приходят сюда за опытом, у них есть уникальная возможность попробовать себя на разных должностях, изучить весь производственный процесс. В городе многие солидные предприятия охотно берут к себе бывших сотрудников кафе. Понимают, что имеют дело с умелыми, ответственными людьми. К тому же взрослые бизнесмены вступают в деловые отношения с ребятами задолго до того, как те закончат школу. Подросткам, юным менеджерам «Ручейка», приходится активно общаться с деловыми людьми, самостоятельно искать партнеров, заключать договора, совершать сделки...
Школьному магазину «Рокер» из Детройта всего два года. Позапрошлой весной ребята уговорили учителей дать им возможность проверить свои знания на практике. Преподаватель экономики помог подготовить пять менеджеров и пять помощников менеджеров из числа старшеклассников. Получилось пять пар руководителей магазина. Каждая пара набрала себе штат сотрудников. Дружная команда работает одну неделю, потом передает дела следующей. Все ошибки и победы на виду. Каждое действие рождает немедленный отклик. Менеджеры подводят итоги работы в команде, самостоятельно решают, кому сколько заплатить, учитывая потраченное время и приложенные усилия. Состав команды все время меняется. Кому-то надоедает, кто-то просто школу заканчивает. Приходится искать новых энтузиастов, учить их. Получается не только предпринимательская, но и социальная практика, опыт группового взаимодействия. Ребята учатся справляться с трудностями, анализировать ситуацию, договариваться с людьми.
Поскольку сотрудники магазина – люди современные (да и название обязывает), на прилавках много молодежной атрибутики, в том числе сделанной своими руками: всевозможные «фенечки», маечки, плакаты. Хотя все понимают, что доход от этой красоты невелик – основную прибыль приносит торговля соками и булочками. Однако принципы важнее. И менеджеры с общего согласия берут на реализацию очередную партию «чисто рокерских» железных колец и браслетов устрашающего вида.
В правилах магазина записано несколько простых истин:
Успех не падает с неба. Нужно работать.
Учет – это главное. Всю информацию следует немедленно заносить в компьютер.
Ошибиться может каждый. В конце концов, мы здесь все учимся – и на ошибках тоже.
У школьника должно быть время учиться. Тогда он успеет и поработать.
Делай все весело.
Рассказывать о замечательных школьных магазинах, кафе можно бесконечно. Но есть и объективные показатели – цифры. Два года назад среди полутора тысяч педагогов – руководителей школьных предприятий провели опрос. Выяснилось, что 70% школьных предприятий – магазины, 5% – кафе, а 7% приходится на всевозможные мастерские (пошив одежды, выпечка сладостей), компьютерные услуги, мини-библиотеки.
В магазинах наибольшим спросом пользуется еда – 85%. На втором месте школьные принадлежности (карандаши, тетради…) – 76%. Одежда и всякие модные штучки – 61%, и только 20% приходится на сувениры и газеты. А вот спортивный и компьютерный инвентарь в школе продавать почти бессмысленно.
Количество оплачиваемых штатных сотрудников предприятия (из числа школьников, конечно) колеблется от 1 до 40. Количество добровольцев, работающих бесплатно, не поддается учету. Всего же в Ассоциации школьных предприятий участвует более шести тысяч школ. Значит, подростков, получивших опыт реальной предпринимательской деятельности, уже десятки тысяч, если не сотни…
Школа не готовит к жизни. Она и есть жизнь – насыщенная, разнообразная, увлекательная. Если считать этот тезис верным, то школьные двери придется открыть пошире, чтобы впустить в них весь мир, в том числе мир предпринимательства.

Мишель ИСРАЕЛЬ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru