Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ

Парад оркестров
Новый симфонический сезон обещает меломанам много интересного

Для каждого музыкального коллектива первый концерт сезона – как выходная ария, по которой публика нередко судит, слушать дальше или нет. Вот и оркестры, стремясь угодить слушателю и обращая надежды к очередному сеансу распределения президентских грантов, трудятся, не щадя смычка и мундштука своего. Впрочем, наблюдать за постоянной конкуренцией интереснее, чем сравнивать отдельные акции, и в течение года особенно захватывающие раунды ожидаются между двумя соперниками, грантами пока не облагодетельствованными, – Российским национальным оркестром («плетневским») и Национальным филармоническим оркестром России – новым «спиваковским» (первопричины, как в сказке о Гулливере, уже и не столь важны). Не исключено, что они будут ревниво и любознательно наблюдать друг за другом, как Большой и Мариинский театры, и проводить в жизнь свою более или менее независимую политику.
Любопытно также, как руководство страны будет переоценивать работу двух грантообладателей – Государственного академического симфонического оркестра России (бывшего «светлановского», которым ныне руководит Марк Горенштейн) и Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского под руководством Владимира Федосеева. Госоркестр залогом финансового благополучия видит свой статус первого оркестра страны. БСО уповает и на славную историю (будущий сезон коллектива будет 75-м), и на творческую стабильность (без конфликтов и при сохранении уровня мастерства), и на компетентность высоких судей.
Национальный филармонический оркестр Спивакова принял вахту первым, выступив на юбилее своего худрука, о чем уже шла речь в «ПС». А НФОР открыл сезон в Московском международном Доме музыки на Красных холмах, где и базируется (как известно, Владимир Спиваков – президент ММДМ). Вечер был посвящен 90-летию выдающегося дирижера Кирилла Кондрашина, поэтому звучали сочинения Моцарта, Шостаковича и Малера, в интерпретации которых Кондрашин был ас.
В конце сентября объявился РНО, едва успев вернуться из традиционного «Волжского турне», которое Михаил Плетнев придумал и впервые осуществил в 1996 году. В этот раз маэстро вновь отправился на теплоходе со своим детищем, немало потрудился, а затем дал триумфальный концерт в Большом зале Консерватории с хитовыми симфониями Чайковского и Дворжака. Громкий успех был достойным ответом тем, кто предрекал РНО непреодолимые сложности: ведь в прошлом году оркестр обновился чуть ли не на две трети состава. (Напомню, в 1999 году пианист Плетнев, решив сосредоточиться на сольной деятельности, передал свой оркестр Спивакову. Спустя три года между последним и дирекцией РНО возник конфликт, вследствие чего Спиваков досрочно оставил свой пост, а затем оперативно организовал собственный оркестр, куда перетекли очень многие «плетневцы».)
Через несколько дней настал черед исполнить «выходную арию» БСО имени П.И.Чайковского, которым руководит Владимир Федосеев – могиканин оркестрового дела. Он открыл один из своих популярных «Общедоступных абонементов», а в программе вечера фигурировали и обязательные новинки (Симфониетта бразильского классика Э.Вила-Лобоса и сюита В.Гаврилина из его музыки к кинофильму «Провинциальный бенефис»), и известные сочинения любимых маэстро Моцарта и Свиридова.
В Международный день музыки, 1 октября, подал голос Госоркестр России, по традиции посвятив первый вечер сезона памяти легендарного руководителя Евгения Светланова и даже подарив Консерватории бюст маэстро. В первом отделении звучала светлановская поэма «Калина красная» памяти В.Шукшина, навеянная образами фильма. В программе второго значились бетховенский фортепианный концерт (солировал Николай Петров, как музыкант, к сожалению, утративший расположение многих профессионалов) и Вторая симфония Рахманинова.
Каков же результат? Искателям острых ощущений различной полярности, пытливым умам, жаждущим самых ярких (пусть неоднозначных) художественных явлений, наверняка будут интереснее всего концерты Российского национального оркестра. Этот коллектив хотя и имеет худрука – Плетнева (скорее почетного, нежели репетиторствующего), сотрудничает помимо однократно приглашаемых с постоянной бригадой дирижеров, объединенных так называемой коллегией РНО. Их программы всегда интересны не только выбором произведений, но и исполнительскими трактовками, которые преподносят столь разные личности.
Тех меломанов, кто жаждет вечного праздника и впечатляющих эффектов, вероятно, следует адресовать к программам НФОР – спиваковским. Оставим много шансов удивлению – коллектив сравнительно молодой, хоть и собран принципиально из самых сливок (НФОР в настоящее время что колосс Родосский). Так что всякое возможно. А планы – наполеоновские. Уже в прошлом году с оркестром успели выступить помимо прочих звезд все Три Тенора (по очереди), так что планку опускать уже некуда: придется приглашать светил не меньшей величины.
Ценителям устоявшихся традиций, тем, кто предпочитает эталонные интерпретации, а разнообразия ищет по большей части в репертуаре, рекомендуется почаще посещать концерты БСО с В.Федосеевым. Публике будет гарантировано много премьер и идеальное преподнесение чего бы то ни было. Под идеальным, или образцовым, следует понимать отсутствие примесей: исполнительской отсебятины, отвлекающей от собственно музыки как таковой.
А концерты ГАСО с Марком Горенштейном обязательно оценят те, кому по душе прямолинейность и бесхитростная однозначность армейского типа. Хотя желание преуспеть за пультом нередко противоречит желанию меломанов (достигших слушательской самостоятельности) вкусить прекрасное собственными силами, а не потреблять его в разжеванном виде, читать «по складам». К тому же однобокий персонифицированный буквализм, да еще при намеренном подавлении личностно-музыкальных качеств оркестрантов доводит многие явления до абсурда: превращает лирику в нытье, драматическую кульминацию – в надрыв, фортиссимо – в грохот, кантилену – в тягомотину, эпику – в статику etc. Так что лишь благодарным оптимистам будет по силам отделить зерна от плевел и выявить то хорошее, что не способны узреть злобные критики.

Татьяна ДАВЫДОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"