Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N68 
 

Александр ЛЕБЕДКОВ

Без версий

Улунян А. А. Новейшая история зарубежных стран

Улунян А. А. Новейшая история зарубежных стран: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев; Под ред. А.О.Чубарьяна. – З-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. – 319 с.: ил., карт.

Почему-то считается, что чем старше школьник, тем более безликим и бледным должен быть созданный для него учебник. Таким странным образом учитываются, видимо, «возрастные особенности учащихся»: способность старшеклассников к анализу, абстрактному мышлению и т.п.
Черно-белое исполнение книги и единственный – голубой – цвет выделяемых объектов в книге вряд ли можно назвать самым удачным решением. Иллюстрации вряд ли обрадуют одиннадцатиклассников: малочисленные и не очень качественные изображения раскиданы в учебнике произвольно, по принципу – где густо, а где пусто. Шрифт в документах и в вопросах к документам совершенно одинаковый, и несмотря на то что вопросы все-таки выделяются отступом и маленьким голубым квадратиком, текст документа так и норовит слиться с самими вопросами.
Если говорить собственно о содержании, то здесь прослеживается похожая тенденция: видеть в старшеклассниках студентов исторического факультета. Параграфы напоминают пространные лекции, язык которых сух и наукообразен. В основном тексте нельзя найти никакой иной точки зрения, кроме авторской. Это положение усугубляется подавляющим преобладанием в учебнике политической и экономической истории. Количество страниц, посвященных развитию культуры и науки, совершенно ничтожно. История быта и повседневности не представлена вовсе, хотя, казалось бы, в этой сфере по сравнению с ХIХ веком произошли некоторые изменения. Здесь могли бы выручить иллюстрации, но, как уже было сказано, иллюстраций мало, а половина из них – портреты различных деятелей эпохи. Следует, впрочем, отметить один плюс: изображение исторического персонажа сопровождает его краткая биография, а не просто имя и в скобках – годы жизни.
Но несмотря на то что старшеклассников считают уже взрослыми людьми, почему-то с поразительным упорством от них скрывается тот факт, что в отношении исторического процесса существовали и существуют разные, подчас противоположные точки зрения. А ведь умение «…сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различие…» входит в число требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников 11 класса (Требования к уровню подготовки по истории выпускников общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования // Настольная книга учителя истории. – М.: АСТ, 2003.). К тому же «современные научные достижения» заключаются в том числе и в попытках осмысления всей сложности и неоднозначности исторического процесса и его оценок. К сожалению, всего три раза (не из основного текста, а из вопросов – с. 66, 183 и 206) школьник может узнать о наличии нескольких точек зрения на то или иное событие. Но лишь узнать, что их было несколько – «исторических версий и оценок» – и не более того. Далее старшекласснику предлагается самому выяснить подробности.
Источников, равно как и иллюстраций, явно не хватает. Рубрика «Документы» после некоторых параграфов отсутствует вовсе. Вопросы к документам могут быть, а могут и не быть (с. 86 и 170, например). Подавляющее большинство источников носит официальный характер: это выдержки из протоколов, конвенций, договоров и т.д. Услышать голос простого человека практически невозможно. При этом выборка документов такова, что самостоятельная работа с ними, без обращения к авторскому тексту, почти невозможна.
Методический аппарат учебника производит двойственное впечатление. С одной стороны, он довольно интересен и предоставляет и педагогу, и учащимся различные варианты работы. С другой же стороны, налицо некоторая бессистемность, когда отсутствуют вопросы к документам или когда какая-нибудь иллюстрация так и напрашивается на постановку актуальной для школьников проблемы, а вместо этого незначительный вопрос задается по поводу незначительного рисунка. Еще один промах в методическом аппарате учебника – это «неработающие» карты, включенные в текст, и «неработающая» цветная вклейка, где мы находим карты и произведения искусства прошедшего столетия. Вопросы и задания к ним просто-напросто отсутствуют, так что «организовывать эффективную работу учащихся на уроке и дома» с этими компонентами учебника педагогу придется самому.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru