Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N68 
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Портфолио: за и против

В последнее время специалисты активно обсуждают несколько идей, связанных с профильным и предпрофильным обучением: сетевые объединения школ, независимые экзаменационные комиссии, так называемые малые ЕГЭ в 9 классах, элективные курсы. Особое место в этом ряду занимает портфолио – накопительная оценка, которая учитывает различные достижения учащихся.
Этой теме был посвящен «круглый стол», состоявшийся в Федерации Интернет Образования. В дискуссии приняли участие представители педагогической общественности и члены рабочей группы по профильному обучению при Министерстве образования и науки под руководством Анатолия Пинского, которые представили три модели портфолио.
Портфолио документов включает в себя дипломы, грамоты и другие официальные подтверждения успешности ученика в школе и за ее пределами (например, участие в олимпиадах, конкурсах).
В портфолио отзывов и рекомендаций собираются отзывы об участии школьников в социальной практике, рекомендации учителей, педагогов дополнительного образования и самоанализ учащихся (характеристика на самих себя).
Наконец, существует портфолио работ и проектов.
По мнению членов рабочей группы, предлагаемое ими нововведение позволит подросткам определить сферу своих интересов и грамотно выбрать профиль на старшей ступени обучения, а педагогам – составить рейтинг учащихся для конкурсного отбора в 10 классы в том случае, если спрос превысит предложение.
В 2005/06 учебном году наряду с введением предпрофильной подготовки в 9 классах портфолио станет обязательным для всех учащихся основной школы. С 2003 года по настоящее время это новшество апробируется в 20 муниципалитетах 10 территорий – участников эксперимента по предпрофильному обучению.

Единообразие или свобода?

Как показало обсуждение на «круглом столе», самый спорный вопрос состоит в том, следует ли устанавливать на федеральном уровне единые критерии в оценке портфолио? Сегодня каждый пилотный регион решает эту задачу самостоятельно и, как показали результаты проведенного мониторинга, не очень успешно: в ходе эксперимента так и не удалось выработать четкие, обоснованные, прозрачные критерии оценки отдельных компонентов и разделов портфолио. Где-то действует двухбалльная шкала оценок, где-то 50-балльная, что затрудняет построение объективного образовательного рейтинга учащихся.
По мнению многих участников «круглого стола», необходимо жестко нормировать количество баллов за те или иные достижения учащихся, установить единую шкалу оценок для того, чтобы избежать разнобоя в уровне требований.
Исполнительный директор Центра образовательных и социальных программ «Мой выбор» Юрий Масюк убежден в том, что отсутствие универсальных подходов будет сдерживать введение портфолио в масштабах страны и придаст реформе местечковый характер.
С этой позицией не согласны прежде всего сами идеологи профильного обучения. Сотрудник Академии повышения квалификации работников образования Татьяна Новикова считает, что задача рабочей группы – не навязывать единообразие, а наоборот, предлагать разные варианты решения проблемы на выбор регионам. По мнению Анатолия Пинского, для оценки портфолио девятиклассников единые требования не обязательны, поскольку школьники редко мигрируют из одного региона в другой. Тем не менее какие-то общие правила игры скорее всего будут выработаны через некоторое время, когда накопится достаточный опыт по апробации портфолио. Пока же у инициаторов новшества нет однозначного ответа на вопрос о том, стоит ли количественно (в баллах) оценивать все достижения подростков.
Что же касается портфолио для учащихся 10–11 классов, то эксперимент по его введению еще не начинался, но уже сегодня очевидно, что именно для его оценки потребуется установить единую для всей страны шкалу, поскольку выпускники школ поступают в федеральные вузы. Таким образом, портфолио в перспективе призван дополнить результаты ЕГЭ.
По свидетельству Анатолия Пинского, ректоры некоторых ведущих вузов выступили с предложением создать федеральную базу данных по индивидуальным достижениям каждого выпускника с целью дистанционного отбора наиболее одаренных абитуриентов.

И самореализация, и самопрезентация

Несмотря на разногласия, связанные с организационной, так сказать, технической стороной введения портфолио, участники «круглого стола» в целом одобрили эту идею. По общему мнению, в отличие от традиционной пятибалльной системы оценки, которая направлена на выявление пробелов в знаниях учащихся, портфолио отражает успехи подростков: проекты, первые самостоятельные исследования, участие в кружках, секциях, олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. По словам директора московской школы-комплекса № 548 Ефима Рачевского, портфолио – это воспитательный фактор, стимул для самореализации детей, которым зачастую не удается проявить себя в жестких рамках классно-урочной системы.
Кроме того, как считают участники «круглого стола», портфолио – это профилактика предвзятого отношения к школьнику со стороны педагогов, определенная гарантия объективной оценки его успехов в учебе и во внеурочной деятельности. Как подчеркнул Анатолий Пинский, введение портфолио должно сопровождаться реформированием существующей системы оценивания.
Некоторые сравнивали портфолио с самопрезентацией. Подобные навыки могут пригодиться в будущем при устройстве на работу.

Подводная часть айсберга

В то же время, как отмечали собравшиеся, любую, даже самую разумную идею можно испортить разного рода перегибами.
Главную опасность связывают с формальным бюрократическим подходом, который может привести к тому, что ученик станет рабом портфолио и все свое школьное детство посвятит коллекционированию достижений.
Так, по прогнозам директора Центра дополнительного образования «Новая школа» Владимира Гиршовича, «погоня за наградами и грамотами будет такой же, как в свое время – за средним баллом аттестата».
Еще один камень преткновения на пути безоговорочного принятия предлагаемого новшества – это угроза появления на свет большого количества липовых портфолио, состоящих из псевдограмот, лженаград, проектов, написанных за учащихся их родителями и педагогами.
Опыт показывает, что такие опасения небезосновательны: достаточно вспомнить, какую мощную волну мошенничества породил ЕГЭ.
Кроме того, некоторые специалисты сомневаются в том, что всем школьникам будут предоставлены равные возможности для самореализации.
«Я готова приветствовать это начинание только в
том случае, если оно на
самом деле будет способствовать расширению возможностей каждого школьника проявить свои способности в разных сферах деятельности», – заявила доцент факультета психологии МГУ Юлия Бабаева.
Члены рабочей группы по профильному обучению рассказали о том, что в ближайшее время они планируют открыть в Интернете сайт, посвященный портфолио, на котором будет публиковаться информация о различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, других мероприятиях, в которых дети смогут себя проявить.
Понятно, что доступ к информации такого рода – лишь один из аспектов сложной проблемы, связанной с самореализацией подростков. Некоторые вопросы остались за рамками дискуссии, в том числе и первые результаты эксперимента по введению портфолио в ряде регионов. Данная тема подробно обсуждалась на заседании рабочей группы по профильному обучению в середине июня.

Информация к размышлению

В мониторинге приняли участие 259 педагогов и 857 учащихся.
207 из 259 «взрослых» респондентов указали на то, что учитывают портфолио при формировании 10 классов либо как составляющую суммарного рейтинга ученика, либо как дополнительную информацию.
Две трети опрошенных отдают предпочтение портфолио документов, портфолио работ используют 17 процентов, 15 процентов применяют на практике две эти разновидности.
С портфолио отзывов работают лишь 3 процента респондентов.
67% учителей указывают на то, что введение портфолио расширяет учебную активность детей вне школы, 45% – на то, что благодаря этому стимулируется научно-исследовательская деятельность подростков, 38% отмечают развитие проектной деятельности. В то же время 2,5% констатируют тот факт, что нововведение никак не влияет на организацию учебного процесса.
Не испытывают затрудений в работе с портфолио 8% респондентов, остальные отмечают, что его введению препятствуют следующие факторы:
1) недостаточная организованность и самостоятельность учащихся – 51%;
2) недостаточная информация о целях и формах работы с портфолио – 23%;
3) отсутствие нужных документов – 17%.
А каково мнение школьников? На вопрос о том, повлияло ли введение портфолио на выбор дальнейшей образовательной траектории, лишь 25% юных респондентов ответили положительно, 50% – отрицательно и 15% затруднились с ответом.
В итоге отношение опрошенных к введению портфолио неоднозначное: 52,1% – «за», 47,9% – «против».
Так стоит ли торопиться с повсеместным внедрением этого начинания?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru