Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Светлана КИРИЛЛОВА

Сергей Апатенко: “Стране нужен закон о государственной молодежной политике”

Сергей АпатенкоМы продолжаем серию интервью с руководителями Министерства образования и науки, Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Сегодня гость “ПС” – директор Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Сергей Апатенко.

– Сергей Николаевич, вы в Министерстве образования и науки человек новый. Вы пришли сюда из Государственной думы?
– Да, я был заместителем руководителя аппарата фракции “Единая Россия” в Государственной думе 4-го созыва, был депутатом Госдумы 3-го созыва. Сам я из Ростова-на-Дону, работал в Комитете по управлению имуществом администрации города.

– Ваше подразделение Министерства образования и науки называется Департаментом по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. Но ведь главная проблема, насколько мне известно, заключается в том, что государственной молодежной политики в России не существует...

– Давайте говорить так: закона, определяющего, что такое молодежная политика, пока не существует. Борис Ельцин наложил на него вето.
– Но, может быть, закон не так уж необходим? Местные законы о поддержке молодежи, молодых семей, студенчества, каких-то молодежных организаций принимаются и вполне прилично работают в разных регионах России…
– Такие законы действуют уже в 60 субъектах Российской Федерации. Там на основании “своих” законов даже обеспечивают молодежь жильем: по ипотечному кредитованию, за счет регионального бюджета, долевого строительства, работы с коммерческими структурами. Но все представители субъектов Федерации говорят, что нельзя развивать нормативную базу молодежной политики, если нет федерального закона. Сейчас всем очень нужен соответствующий правовой документ федерального уровня, и задача нашего департамента – работать в этом направлении.
– Будут ли в будущем предприниматься шаги по созданию новых массовых детской и молодежной организаций, подобных пионерской и комсомольской? Если да, то какими их видит департамент?
– Вы подразумеваете государственную детскую и молодежную организации? Нет, государство этим не занимается. Наше государство провозгласило деидеологизацию – вспомните, что формально президент не поддерживает ни одну из политических партий, – и поэтому оно не должно формировать и содержать общероссийскую государственную молодежную организацию или даже молодежные подразделения существующих политических партий. В то же время государство может поддерживать мероприятия, проводимые различными общероссийскими и международными общественными объединениями.
Хотя я лично уверен, что государство обязано формировать социальные институты, которые через свою деятельность несли бы молодежи определенные социокультурные образцы поведения, определенную мораль, культуру, – это и было бы наилучшим выражением государственной молодежной политики. От того, как мы будем контролировать молодежное информационное поле, как будем подавать информацию для подростков и молодежи, зависит будущее страны. Как это должно происходить? Мы должны разработать соответствующие механизмы и предложить их для обсуждения на мероприятиях, подобных Гражданскому форуму для молодежи. Так что я вижу в этом большое поле работы для департамента.
– Вы говорите о глобальных проектах. Но откуда возьмутся средства для них? Ведь на Министерство образования и науки возложена функция идеолога и разработчика проектов, а деньги находятся у государственного заказчика по заключенным контрактам – у Федерального агентства по образованию. Есть ли у департамента коммерческие партнеры?
– Нашим основным партнером является, конечно, Федеральное агентство по образованию. Многое в финансировании наших проектов зависит от того, как будут разрабатываться и реализовываться федеральные программы “Молодежь России”, “Дети России”, федеральная программа развития образования и другие. Сейчас проект новой программы “Молодежь России” на 2006–2010 годы тщательным образом согласовывается с Федеральным агентством. В то же время у некоторых наших структур действительно есть коммерческие партнеры. Например, это касается отдела нашего департамента, занимающегося усыновлением. Он работает с определенными коммерческими организациями, но их отбор очень жесткий – это должны быть исключительно добросовестные организации, зарекомендовавшие себя в этой сфере.
– Насколько мне известно, вы вносили в Закон “Об образовании” поправку, касающуюся поступающих в вузы воспитанников детдомов. Работая в Ростове, вы курировали программу “Дети в беде”, занимались детскими домами. Вас устраивает работа министерства, проводимая в этой области?
– Весной 2004 года, когда я еще был депутатом, я внес поправку в ст. 16 Закона “Об образовании” о том, чтобы дети из детдомов могли поступать вне конкурса в вузы. Проблема в том, что дети из детдомов заканчивают школу позже, чем остальные: ведь и учиться они нередко начинают позже. И после 18 лет с них уже снимается определение “дети-сироты”, они не подпадают под льготы для поступающих. Между тем для этих детей получение высшего образования – один из важнейших трамплинов в жизни. Эта поправка была принята, на будущий год она уже вступит в силу.
Что же касается работы по усыновлению, проводимой Министерством образования, то она, на мой взгляд, нуждается в корректировке. При создании – более десяти лет назад – она была сориентирована на зарубежных усыновителей. Усыновить ребенка для граждан России все это время оказывалось более трудным делом, чем для иностранцев. Еще работая в Ростове, я был поражен тем, как много бумаг – в том числе совершенно незначительных – надо было собрать россиянину, чтобы встать на очередь по усыновлению ребенка. Сегодня мы будем пересматривать нормативную базу и некоторые подходы, принятые для усыновления в России. Как можно больше российских родителей должны получить возможность усыновить российских детей. Во всяком случае, сбор документов, касающихся усыновления, станет для россиян значительно проще.

ХРОНИКА БАТАЛИЙ

В 1991 году был принят первый нормативный акт в области молодежной политики – Закон СССР “Об общих началах государственной молодежной политики в СССР”. Указом Президента РФ “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики” от 16.09.1992 осуществление государственной молодежной политики было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 03.06.1993 года “Основными направлениями государственной молодежной политики в Российской Федерации” было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными объединениями и их ассоциациями.
Однако 25 ноября 1999 года на Федеральный закон “Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации” было наложено президентское вето, которое новому составу Государственной думы не удалось преодолеть.
Основной документ, фиксирующий наличие в России некоей “молодежной политики”, – это Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, утвержденная Правительственной комиссией по делам молодежи в декабре 2001 года.
Сегодня разрабатывается новый проект этой концепции.
Единственным реально работающим законом в области молодежной политики эксперты признают Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, благодаря которому в 26 регионах удалось принять местные законы и более или менее успешно поддерживать локальные детские и молодежные общественные объединения.
Различные аспекты молодежной и детской политики представлены более чем в 40 федеральных законодательных актах, в том числе в федеральных законах: “Об образовании”, “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, “О занятости населения в Российской Федерации”. Однако практически все эти законы нуждаются в изменении в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"