Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Темные воды школьной бухгалтерии
Это только считается, что зарплата учителя зависит от его квалификационной категории

Еще на августовском педсовете в присутствии членов городской администрации завуч зачитывала длинный список кружков: туристической песни, стрелковый, кройки и шитья, еще какие-то… Октябрь кончается, а ни один из них не ведется. Хотя деньги кто-то получает исправно. Зато учитель-предметник, у которого на носу аттестация, «за бесплатно» занимается созданием такой вещи, как журнал детского творчества. Логика у директора простая: «нужных» людей следует поощрять материально, а учителям, которым предстоит аттестация, платить не обязательно, они и так сделают все, что прикажут, да еще и сверх того. И потом, за что платить: это же им в удовольствие – собираться с детьми, сочинять, писать, рисовать, набирать на компьютере, верстать…
…В классе учатся 17 человек. По списку 24. Постоянно отсутствующие – «мертвые души». Когда-то это были реальные дети из этого класса, но они давно куда-то переехали. И продолжают числиться.
Зачем это делается? Для сохранения количества класс-комплектов. Класс, в котором меньше 20 человек, по закону должен быть расформирован. А это невыгодно, потому что когда в школе классов много, то и ставок больше, и труд стоит дороже.
Или вот вопрос: одна ставка у завуча или полторы? Это зависит от количества обучаемых в школе детей. Сумма директорского фонда также возрастает прямо пропорционально количеству учеников. Вот и выходит, что городская школа может получать 20 тыс. рублей ежемесячно, а интернат, в котором учет детей очень строгий, в два раза меньше, хотя нуждается в средствах гораздо больше.
А как расходуется директорский фонд? Только не спрашивайте об этом у директора! «Не ваше дело, это не предмет обсуждения!» Приказ о распределении материального фонда вывешивается только в тех редких школах, где профсоюзный комитет с администрацией не заодно. В первых строках таких приказов фигурируют имена членов администрации, которых поощряют «за внедрение», «подготовку и проведение». Причем суммы напротив их фамилий несопоставимы с теми крохами, которыми удостаивают учителей, например, за открытые уроки на городских и областных семинарах.
…Теперь в некоторых школах своя бухгалтерия. Когда фронтальные проверки приходят в школу, они касаются и бухгалтеров. Справка по нашей школе, например, начинается словами о неправильном расчете бухгалтерами собственных зарплат. Причем завышены они не на единицы процентов, а ровно в два раза.
Про большую дружбу директора с бухгалтерами и про способы ее проявления знают все. Известный факт: некоторые люди, включенные в штатное расписание, годами работают где-то в Москве, а кто-то ежемесячно расписывается в ведомости – за рабочих столовых, электриков и слесарей... Личная портниха директора, например, уже несколько лет оформлена у нас как учитель трудовых технологий. И все это известно классным руководителям, которые раз в три месяца должны раскладывать перед родителями совсем другие ведомости, собирая деньги за охрану, в фонд школы, в фонд класса, на рабочие тетради, на ремонт…
Это только считается, что зарплата учителя зависит от его квалификационной категории. Больную тему о том, как измываются над аттестующимся учителем, требуя от него исполнения любых инициатив администрации, сейчас затрагивать не хочется. А вот особый вопрос о том, что есть более «тонкие», сугубо приватные тарифные сетки. Например, говорят: «Мужчине стыдно так мало зарабатывать, надо для него изыскать возможность доплаты, а то в школе некому гвоздь забить». И изыскивается какая-нибудь «мертвая» ставка, а то и полторы – это когда надо регулярно заполнять журнал кружка или факультатива, никаких занятий не ведя. Дети из «списков участников» даже не подозревают, что их охватили творческой или познавательной деятельностью. И не то обижает педагогов, что мужчина в школе хорошо зарабатывает, а то, что эта подтасовка носит дискриминационный характер. Почему администрация не помогает учителю-женщине, у которой двое детей и нет мужа? Да потому, что такая учительница сама «горит на работе» и «живет с детьми общей жизнью» совершенно бесплатно и от души.
И сколько ни пытаются школу нормализировать с помощью всяких инспекций и ограничения директорских прав, она стоит себе как маленький феодальный город, в котором царящий произвол скрыт не только стенами изобретательности и административной сметки, но и молчаливым согласием горожан с необходимостью произвола.

Евгения АКИМОВА,
заслуженный учитель России


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru