Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Стандарта больше нет

Верховный суд РФ определил, что подписанный экс-министром образования Владимиром Филипповым приказ от 5 марта 2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” “не является нормативным правовым актом”

Утвержденный приказом экс-министра Владимира Филиппова 5 марта нынешнего года, стандарт реально просуществовал в школах меньше календарного месяца. Последняя его часть была опубликована в журнале «Вестник образования» за август 2004 года. Читатели получили этот номер в сентябре.
В это же время юрист нашей газеты адвокат Дмитрий Растимешин подал в Верховный суд России иск о признании этого документа недействительным. И 28 сентября Верховный суд РФ постановил, что указанный приказ Министерства образования РФ «не может считаться нормативным правовым актом».
Таким образом, в соответствии с Указом Президента РФ приказ бывшего министерства не влечет для системы образования никаких правовых пос-
ледствий: федеральный компонент стандарта не может являться основой для разработки базисного учебного плана, для аттестации выпускников, аттестации школ, определения объема их финансирования.
Будем надеяться, решение Верховного суда поставило точку в самой длительной и дорогостоящей эпопее в истории российского образования.
А для самого российского образования из определения Верховного суда следуют, на наш взгляд, два главных вывода.
Первый вывод – о степени административной безответственности и правовом хаосе, царящем в системе образования.
Второй вывод – о том, что никто не имеет права требовать от школы, чтобы ее образовательная программа строго соответствовала представленным в “стандарте” требованиям к содержанию образования. А от учителей и учеников – соответствия требованиям к уровню подготовки.
В свою очередь и директора не обязаны ориентироваться на эти требования в организации работы школы. Тем более становится важным обсуждение и понимание задач и реальных возможностей школы ее педагогическим коллективом, местным сообществом, учредителем и родителями. И по-прежнему вся ответственность за характер и содержание образования в каждой конкретной школе лежит на ее директоре и педагогическом коллективе.

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089

В соответствии с Положением о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 258 «Об утверждении Положения о Министерстве образования Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 14, ст. 1496; № 43, ст. 4239; 2002, № 6, ст. 579; № 23, ст. 2166; 2003, № 35, ст. 3435), решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23.12.03 № 21/12 «О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», приказываю:
1. Утвердить федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.А.Болотова.

И.о. министра В.М. ФИЛИППОВ

Разработка стандартов: хроника событий

В 1992 году был принят Закон «Об образовании», в котором было дано понятие “государственного образовательного стандарта”. В этом же году Министерство образования и профильный комитет Верховного совета РФ приняли решение о разработке временного стандарта.

В 1993 году Министерство образования приняло временный базисный учебный план и стандарты по учебным предметам.

В 1994 году правительство поручило Министерству образования провести конкурс на разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов. Ни один из проектов конкурс не выиграл. Однако на основе проекта В.Леднева был подготовлен вариант закона о стандартах и внесен в Думу.

В 1997 году депутатами фракции “Яблоко” был предложен законопроект о правах граждан и обязанностях государства в отношении общего образования. В результате обсуждения в Думе главу о госстандарте было решено выделить в отдельный закон, после чего “яблочники” и думский подкомитет по образованию разрабатывали альтернативные проекты.

В 1998 году руководители думского подкомитета по образованию официально внесли в Госдуму законопроект “О государственном образовательном стандарте основного общего образования”. Он вызвал бурный взрыв общественного и учительского недовольства, и его принятие пришлось отложить.

В 2000 году партия “Яблоко” представила свой вариант закона о стандартах. Профильный комитет ГД «реанимировал» свой прежний законопроект. После работы согласительной комиссии объединенный законопроект был внесен в Думу.

В 2001 году для разработки проекта содержания стандартов при Министерстве образования создали ВНИК во главе с профессором Московского института открытого образования Виктором Фирсовым. Его работой в Министерстве образования остались недовольны, объясняя это тем, что в проекте не учтены основные положения Стратегии модернизации образования.
Во главе ВНИК были поставлены бывший министр образования Эдуард Днепров и недавно ушедший в отставку замминистра образования Владимир Шадриков.

В июне 2002 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект “О государственном стандарте общего образования”.

5 марта 2004 года и.о. министра образования РФ Владимир Филиппов подписал приказ об утверждении стандарта общего образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru