Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Как я учился у Шаталова»
Артем Соловейчик рассказывает об открытиях знаменитого педагога

Артем СОЛОВЕЙЧИК Главный редактор издательского дома “Первое сентября”.Виктор Федорович Шаталов, учитель, уроки которого еще при жизни стали легендой. Одним из его учеников несколько лет назад оказался Артем Соловейчик.
На этих чтениях впервые нет Виктора Федоровича Шаталова. Я расскажу вам о том, как я учился у него. Может быть, тогда мы все лучше поймем его метод. В школе он уже не преподает, только иногда устраивает сессии. А ведь его методика в свое время перевернула сознание учителей страны.
Виктор Федорович сказал, что сможет научить математике любого ребенка, каким бы он ни был. Я был свидетелем, как он обучал сразу 90 детей разного возраста.
Обучить, считает Шаталов, можно, только если это ребенку интересно. А как сделать так, чтобы этот интерес был у всех и всегда? Интерес там, где есть успех. Вот Виктор Федорович и придумал, как у каждого ребенка, что бы он ни изучал, это будет получаться.
Самая серьезная претензия, которую инспектора предъявляли Шаталову, – это почему он ставит одни пятерки. Много пятерок. Ученик мог получить за урок 20 штук. Тут и начинается главный секрет Шаталова. Оценку «пять» все ученики любят. Шаталов не из тех, кто поставит «пять» ни за что. Более того, он из тех, кто может и накричать, и погонять детей по классу. «Пять» он поставит только за реальный пятерочный ответ.
После его объяснения у детей появляются опорные конспекты-подсказки, в которых весь материал разбит на десятки маленьких кусочков. Если вам говорят, что нужно взойти на Эверест, вы испугаетесь. Но если говорят, что сначала нужно взойти на этот холм, потом на другой, потом поставить палатку, потом подышать, потом поучиться и снова идти, вы обязательно пойдете. Взобраться на Эверест трудно, а сделать первый маленький шажок легко. И вот перед вами педагог, который говорит: за этот маленький шажок я вам ставлю «пять». И за следующий «пять», и за третий. Все искусство в том, как разбить то знание, которое уже разбито по параграфам учебника, и авторам кажется, что это тот бит информации, который ребенок усвоит. Шаталов как бы доразбивает эту информацию до еще более маленьких кусочков.
Пять лет назад в городе Жуковском в подъездах домов появилось объявление, что все ученики пятых, шестых и седьмых классов, которые хотели бы изучить геометрию за одну неделю, могут прийти в такую-то школу в последнюю неделю августа.
90 детей собрались. Всю геометрию 7 класса Шаталов рассказал им за один час. Это покажется странным, но в наших учебниках материал растянут. Любой специалист может сделать его более компактным.
Потом ребята побегают, попрыгают, и Шаталов еще час рассказывает. Потом раздает опорные конспекты с тысячью вопросов. На каждый вопрос ребенку легко ответить, потому что технологию ответа Шаталов рассказывает всем, да еще каждому не устает сто раз повторить.
Дальше начинаются бесконечные экзамены. Мы были в двух классных комнатах. И в них 10–12 учеников могли сразу выходить и отвечать. Может быть, правильно, а может, нет. Поэтому пока ребенок не ответит на «пять», ему оценка не ставится.
То есть, чтобы доказать теорему, нужно сделать 20 маленьких шажков и за каждый получить пятерку. Дети входят в раж, тянут руку, требуют спросить их.
Сделать маленький шажочек и шаг за шагом пройти длинную дистанцию – в этом и заключается смысл шаталовского преподавания. Многие его находки сейчас существуют в методиках разных авторов. Просто мы не знаем, что до Шаталова их не было.
В старших классах он давал ребятам огромное количество задач, которые дети могли решать в любое время, и Шаталов мгновенно проверял все работы и ставил «4» или «5». Тройку Шаталов не понимал. Это значило для него поставить на ребенке крест. Он учил детей так, что все выучивались. Культура знаний, ясности, четкости выражения оставалась с ними навсегда.
Рост ребенка – дело долгое. Когда учитель это понимает, тогда и возникает настоящая педагогика, в которой существуют маленькие шаталовские шажочки.
Я часто привожу пример: вот у нас в семье четыре сына, и все они настолько разные, что невозможно представить, чтобы их учили одним и тем же способом. К Шаталову были такие же претензии: дети разные, а вы всех учите хорошо, под одну гребенку, что ли? Нет. У Шаталова каждый ребенок в своем темпе развивается. Много досок. Много отвечающих. Каждый, кто еще на начальных этапах находится, может посмотреть, как отвечают его одноклассники, и увидеть следующие горизонты, которые ему только предстоят. Разговаривать с Шаталовым – жестким, четким, своенравным – иногда трудно, а самому Шаталову совсем нетрудно слушать и отвечать своим ребятам. Подсказки сыплются постоянно, и все сидящие в классе в этот момент находятся в процессе ответа на вопрос. Когда ты сидишь, со всех сторон ощущаешь такое марево знаний, идущих и от учителя, и от ребят, то и сам становишься способным осилить то, что был не в состоянии когда-то преодолеть.
Как махрового двоечника меня гоняли из одной школы в другую. Как – не знаю, но я в конце концов попал в физматшколу. И встретил там замечательного педагога-физика, который задал нам массу задач. Я решил, что каждую неделю буду ему отдавать по сто решенных задач. Месяц прошел, два месяца, пять. Я не только не мог решить ни одной задачи, я даже не смог понять условия. Полуплача, полушепотом я сказал учителю, что ни одну из задач я решить не могу. Тогда он спросил, чем я занимаюсь. А я увлекался парусным спортом и много знал про всякие течения и ветра. Он дал мне задачу про два корабля, которые по реке шли друг другу навстречу. Сказал: сделай такой макет реки, кораблей и физически двигай их навстречу, соблюдая условия времени, и обнаружишь, как эта задача решается. Я пошел домой и нарисовал реку, но ошибся с масштабом, и она в комнате не уместилась. Но уж раз начал, так начал. Сделал макеты кораблей, стал их двигать и нашел ответ, когда эти корабли встретятся. Пришел в школу, а учитель говорит мне: знаешь, физика – это ведь не то, что в учебнике написано, у тебя ответ более точный, потому что ты провел опыт.
Учителю важно понимать, где темное пятно в ребенке, почему он чего-то не принимает. У Шаталова есть абсолютное чутье этого темного пятна, где дети не понимают абсолютно очевидные вещи. И когда он составлял свои опорные конспекты, то в них вошла сумма всех тех непониманий, которые он накопил, общаясь с детьми.
Как научить всех детей без отбора, не ущемляя их достоинства? Это такой хитрый лозунг педагогики сотрудничества, что как только вы детей отобрали и проранжировали, то вроде бы сразу сознались, что педагогика сотрудничества – не ваша сфера.
А вторая часть лозунга – «не ущемляя достоинства ребенка»? Если мы в школе ущемляем достоинство ребенка, потом это аукнется в его взрослой жизни. Когда разрешили домашнее обучение и экстернат, появилась еще одна возможность развиваться в этой жизни как-то иначе. Мы должны создать для детей поле возможностей выхода из школы, а не единый результат или ЕГЭ. Государство не имеет права сравнивать меня с кем-то. Если ЕГЭ будет обязательным, я буду с ним бороться. Если добровольным – я буду помогать. Есть способы учить всех. Опыт показывает, что если быть терпеливым и ребенок учится 5, 7, 10, 15 лет, он в конце концов добирается до вершин.

Записала
Евгения СОКОЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru