Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Мир вне заданных траекторий
Наука ученичества, или Обратная сторона дидактики

Александр ЛОБОК Доктор психологических наук, профессор, редактор школьного отдела нашей газеты, руководитель проекта “Вероятностное  образование”.Случается, что ведущему как-то странно разговаривать со сцены под слепящими прожекторами. Но ведь можно спуститься в зал, насколько позволит шнур микрофона, и попросить осветителей приглушить иллюминацию.
Диалог с книгой Симона Соловейчика «Учение с увлечением», изданной 30 лет назад, продолжается. И наверное, всегда будет продолжаться. Даже за пределами тематики, очерченной в книге.
«Дидактика – это то, с помощью чего человечество пытается учить, воспитывать, формировать детей, – напомнил залу теоретик и практик «Вероятностного образования». – Это сумма приемов, технологий. Обратной стороной дидактики является сам человек. Мы его учим. А он… живет! И на все, что мы делаем, вырабатывает свой взгляд. Что происходит с каждым независимо от того, кто, как и чему его учит, – вот главная для меня загадка и тайна. Кто бы ни вел человека – выдающийся учитель или самый неудачный, – в любых образовательных условиях он делает себя сам. Понять, что происходит с тем, кто делает себя сам, – самое трудное для меня».
«Учение с увлечением» – это не про то, как увлеченно учить, – продолжает ведущий, – это не набор рекомендаций для учителя, это, по сути, книга о том, как человек умудряется выживать в любых условиях. В том числе неподобающих. В условиях педагогического прессинга и скучных, бестолковых учебников. Человек всегда обладает способностью, возможностью становиться собой. Мы состоялись как люди, как профессионалы в той мере, в какой сумели стать больше того, чему нас учили.
Любой ребенок – и отличник, и неуспешный школьник – занимается тем, что становится больше, чем то, чему его сознательно, с помощью технологий и дидактических средств, учат. Он пробивается сквозь мир предложенных взрослыми траекторий независимо от наших индивидуальных планов и вероятностных образований. Ребенок в этой ситуации реализует свое право становиться самим собой».
«Между тем социум, общество, культура создают определенные стратегии воздействия на становление человека. Я понял, что в истории педагогики можно выделить три, я бы сказал, «цивилизационные» эпохи. Все три есть и в современном мире.
Первая, традиционная, педагогика рождается вместе с самой школой, которая первоначально создавалась как религиозный институт. Задачей такой школы становится подготовка человека, полностью поддерживающего статус общества, в котором он рожден.
Чтобы социум исправно функционировал, всегда нужно какое-то количество людей, умеющих следовать канонам этого социума. Древний шумерский мальчик с табличкой – тот клерк, который нужен обществу.
Вторая эпоха педагогики связана с принципиально новой идеей, с прогрессом. Многое строится на соревновании. Школа превращается в особый механизм, центрифугу, призванную разделить на обычных, способных и тех, кто прорвется в лидеры. Модель максимально прогрессорского общества была создана у нас в ХХ веке в рамках социалистической концепции.
Подчеркну важное обстоятельство: общество заранее знает, какие люди ему нужны. Мы говорим «нам надо», не задаваясь вопросом, а надо ли это ученику.
wpe1A7.jpg (31754 bytes)Прогрессорская идея до сих пор тревожит многих: «Хорошо бы создать лидеров завтрашнего дня». Но ведущий есть тогда, когда есть не-ведущие, значит, неизбежно придется использовать центрифугу, чтоб это расслоение произошло.
Во второй половине XIX века и на протяжении ХХ начала формироваться концепция школы совершенно иного типа. Когда возникает, исходит от ребенка предположение, что человек имеет право развиваться не для того, чтобы служить обществу в том или ином формате, во имя тех или иных общественных интересов, а во имя самого себя.
Каждый обучаемый абсолютно индивидуально воспринимает то, что вокруг него происходит. Но нас, как правило, волнует формальная сторона. Не как он внутри себя живет, а как осваивает нашу искусственную программу. Писатель Флобер в детстве был безмолвным «идиотом», двух слов связать не мог, но воспринимал мир насыщенно, чувственно, переживательно. Он преодолел себя, освоил норму, хотя до конца своих дней был в гигантском нервном напряжении. Флобер написал об этом, а большинство детей написать не могут. Они лишь формально осваивают некоторые правила игры, выполняют требования программы.
Тащим ребенка к идеалу доброты, к свободному мышлению. Он не имеет права на свой собственный «идиотизм». Общество за него заранее знает, что ему надо, и не собирается иметь дело непосредственно с развитием ребенка.
Все мы говорим: содержанием образования является то, что мы ребенку даем. Психологи утверждают: содержание образования – это то, что ребенок делает сам. А я бы уточнил, что это то, что внутри, что в душе происходит.
Сейчас все в зале слушают меня, но каждый думает о своем. И это совершенно непохожие, разные мысли. И вот это и есть процесс вашего образования, а не то, что я вам говорю. Человек всегда сложнее того, что про него кажется.
Нужен учитель, который рискнет, найдет в себе силы просто всматриваться в то, что происходит с ребенком. Наблюдать, а не стараться поправить.
Чем больше я сегодня встречаю педагогов, всматривающихся в детство, тем больше понимаю – мир созрел наконец для этого».

Записала
Светлана ПОПОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"