Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

НЕЛЕГАЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

Как отличить нелегальный учебник от легального?

Сегодня эксперты различают три вида контрафакта: нелегальную допечатку, тонкий и грубый контрафакт

Нелегальная допечатка – это учебники, напечатанные в типографии тайком, сверх тиража. Все средства от распространения нелегальной допечатки идут в карман руководству типографии и владельцам предоставленной бумаги. Отслеживанием такого контрафакта занимаются владельцы авторских прав. Для здоровья школьников этот вид пиратства не представляет угрозы: учебник ничем не отличается от своих законных собратьев.

Тонкий контрафакт – это нелегально выпущенный учебник, который отличается хорошим полиграфическим качеством. Борьба с ним – тоже прерогатива издателей. Потребителю в общем-то все равно. Нередко такой контрафакт трудно выявить на глазок. Учебник выглядит привлекательно, цветные иллюстрации качественно напечатаны. Однако эксперты предупреждают, что эти учебники не проходили СанПиНов и потому таят в себе различные неожиданности. Они могут оказаться, например, значительно тяжелее положенного. Таская портфель, набитый такими «пиратами», школьник будет сильнее утомляться.

Грубый контрафакт – это откровенная подделка под продукцию известных издательств учебной литературы. Он опасен прежде всего для здоровья детей.

Существует несколько признаков, по которым можно безошибочно определить грубый контрафакт:

– Первый признак: плохая серая, ломкая бумага, напоминающая газетную. Учебники ведущих издательств учебной литературы печатаются только на белой бумаге высокого качества.
– Второй признак: низкое качество фотографий. Достаточно раскрыть учебник и внимательно рассмотреть снимки. Обратите особое внимание на детали заднего плана. В легальных учебниках все они четко пропечатаны. Старые фотографии для учебников истории проходят дополнительную обработку на компьютере. Вы увидите не только руки и головы людей на заднем плане, но даже деревья на горизонте. «Пираты» же, как правило, применяют технику сканирования, размывающую мелкие детали. Если вы смотрите на фотографию и не можете определить, кто стоит за плечом у Ленина – Дзержинский или Крупская, перед вами грубый контрафакт.
– Третий признак: низкое качество печати. Это хорошо заметно по цветным иллюстрациям, картам, вкладкам и т.п. Для учебной литературы в этом отношении существуют строгие нормативы. Цветная краска не должна выходить за границы нарисованного объекта. Краски не должны накладываться друг на друга. Например, если на географической карте цвета одной страны накладываются на цвета другой – это первый признак нелегально напечатанного учебника.
– Четвертый признак: толстая и тяжелая обложка контрафактных учебников. Издательства учебной литературы используют для обложек только тонкий картон высокого качества.

Если вы покупаете школьные учебники на лотке, обязательно пересмотрите все книги, которые собираетесь купить. Сегодня на одном лотке бывают сложены вместе одни и те же наименования контрафактных и легальных учебников.

Отловить пирата трудно...

Нелегальный тираж печатается в считанные часы и исчезает из типографии, не оставляя следов

В СССР никто не знал, что такое контрафактный учебник. Случалось, на полиграфкомбинатах руководители производства шли на риск – допечатывали нелегальный тираж. Это проходило по разряду служебных злоупотреблений, ведь директора полиграфкомбинатов и руководители типографских цехов приворовывали у государства. Уже тогда сложилась развитая практика ночных допечаток, нелегального копирования пленок и других типографских хитростей.
Времена изменились. Разительно изменился внешний вид полиграфической продукции. Не только крупные полиграфкомбинаты, но даже небольшие типографии обзавелись современными цехами и лабораториями. Но уклад типографской жизни, похоже, не изменился…
Всерьез о проблеме книжного контрафакта в нашей стране заговорили после появления негосударственных издательств учебной литературы. Именно частные предприниматели осознали, что деятельность «левопечатников» приносит не только материальные потери и моральные убытки, но и вред здоровью детей. Учебники, напечатанные пиратским способом (то есть без проверки на соответствие СанПиНам), были отвратительного качества. И отвечать за эти безобразия издателям не хотелось.
Однако до начала третьего тысячелетия никому не удавалось довести дело о контрафакте до суда. Проблемы нелегально издаваемых книжек их волновали мало. В 1999–2000 гг. ряд адвокатов, занимающихся авторскими правами, сообщали мне, что у них есть подобные дела. Но в перспективу этих дел они не слишком верили и истцов не обнадеживали…
И только государственному издательству «Просвещение» удалось засудить книжного пирата.
Летом 2002 года Мещанский межмуниципальный суд Москвы вынес первый в российской истории приговор «левопечатнику». Им стал Анатолий Горяинов. На следствии были упомянуты 30 тысяч «пиратских» учебников на сумму свыше 50 тысяч долларов, хотя некоторые эксперты, анализируя деятельность «пирата», называли тиражи по меньшей мере с шестью нулями…
В количестве нулей и заключается главная проблема борьбы с книжным пиратством. Ловить следует только крупную рыбу. А она, как водится, осторожна. Заказчики контрафактной продукции – люди известные. Дабы оттащить в суд Джона Сильвера от книгоиздания, нужно, чтобы нанесенный пострадавшей стороне ущерб был «значительным» (так гласит статья закона). Эксперты предполагают, что контрафактная продукция стоимостью от миллиона рублей уже тянет на значительный ущерб. Поэтому главное в делах о контрафакте – поймать с поличным типографию, книжный склад или, на худой конец, обнаружить доверху набитый «пиратскими» книжками грузовик.
В некоторых случаях огромные деньги сосредоточены даже в невзрачных лабораториях по записи аудиокассет. Так, в 2002 году ОБЭП Восточного административного округа Москвы «накрыл» контору (официальное наименование ЗАО «Твик-Лирек») по производству левых аудиокассет с фонограммами учебных курсов английского языка (права на которые держало «Просвещение»). Улов оказался огромный: было изъято 50 тысяч «пиратских» комплектов по 4 кассеты каждая (приблизительно на 2,5 миллиона рублей).
За последние несколько лет правоохранительные органы приобрели солидный опыт в вылавливании контрафактчиков. Милиционеры охотно посещают консультации экспертов и быстро выучиваются отличать настоящий школьный учебник от пиратского. Простые лоточники умнеют, когда имеющуюся у них пиратскую продукцию конфисковывают, а затем выписывают административный штраф. Умнеют и дилеры, которые после такой акции остерегаются брать у «пиратов» школьные книжки. Впрочем, соблазн поплавать под пиратским флагом все равно остается: ведь контрафактчики сбывают свою продукцию дешевле издательской цены.
Летом 2001 года на книжном рынке в московском спорткомплексе «Олимпийский» (куда не только со всей Москвы, но и со всей России съезжаются граждане за дешевыми, без магазинной наценки, учебниками) сотрудники Отдела по борьбе с экономическими преступлениями ЦАО ГУВД Москвы размотали преступную «цепочку», которая доказала причастность Анатолия Горяинова к печатанию контрафактных тиражей. МВД поддержало борьбу с «пиратами» – и подобные мероприятия ОБЭПов были проведены по всей России, в том числе в Ростове-на-Дону, Омске и Новосибирске. В результате этих акций удалось практически полностью очистить «Олимпийский» от завалов книжного контрафакта. Россиянин может спокойно покупать учебники своему ребенку на этом рынке: нелегальной продукцией, которая может стать опасной для детского здоровья, там больше не торгуют.
По данным экспертов, главным городом, где изготавливается высококачественный контрафакт, откуда по России распространяются пиратские учебники, сегодня является Санкт-Петербург. Конкретно – ДК им. Крупской (так называемая «Крупа») – аналог «Олимпийского» в Москве. Именно в Петербурге, в типографии издательства «Техническая книга», осенью 2003-го был накрыт 60-тысячный контрафактный тираж учебников «Просвещения». Типография понесла огромные убытки, тираж уничтожен, а заказчик этого тиража объявлен в федеральный розыск. Когда его найдут, ему предстоит объясняться с прокуратурой, а потом предстать перед судом.
Последний штрих. Сегодня в России делами о контрафакте занимается прокуратура. «Левопечатание» считается преступлением против личности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru