КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПИСЬМА ИЗ ПРОВИНЦИИ
Краски и звуки минувшего лета
Тарусские художественные сезоны
Тихое и размеренное дачное
существование жителям и гостям Тарусы явно не
грозит. Многим и более крупным городам далеко до
той культурной интенсивности, которая царит в
этом небольшом провинциальном городке,
утопающем в садах и лопухах нынешнего обильного
на дожди лета. Таруса же с ее малыми музейными
образованиями, городской картинной галереей и
ежегодным музыкальным фестивалем имени
Святослава Рихтера – очень подвижная
художественная среда, в нее нельзя войти дважды.
Добавим к этому перечню и нечто еще более важное
для понимания местного культурного климата –
многочисленные дома и дачи художников,
литераторов, музыкантов, переводчиков, они
образуют совершенно особый мир этого
уникального городка на Оке.
В 1994 году вместе с группой «Арт-Бизнес ТВ» мне
довелось снимать в Тарусе документальный фильм о
живописце Ирине Старженецкой и скульпторе
Анатолии Комелине, они вместе с Ириной Ватагиной
и другими тарусскими художниками приняли
участие в восстановлении храма Воскресения
Христова. В этом храме в самом начале ХХ века
отпевали художника В.Э.Борисова-Мусатова и мать
Марины и Анастасии Цветаевых – М.А.Мэйн. Сегодня
храм полностью восстановлен из руин. За его
роспись, деревянную и каменную пластику
И.Старженецкая и А.Комелин награждены медалями
Российской академии художеств.
В конце лета в Тарусе прошел XII музыкальный
фестиваль имени С.Рихтера, посвященный в этом
году 200-летию М.И.Глинки. Фестиваль проводится с
1993 года. Слушать музыку в окружении прекрасной,
еще не до конца загубленной природы приезжают
люди из разных мест России и из-за рубежа, что
более всего убеждает в дальновидности
просветительских идей Рихтера. Международный
состав выдающихся современных исполнителей,
мастер-классы с участием молодых музыкантов из
России и бывших союзных республик, классика и
авангард – все вместил в себя нынешний фестиваль
и не обманул ожиданий знатоков и любителей.
Правда, обветшалые стены кинотеатра «Мир» с
пятнами плесени, далекой от идеала акустикой и
системой вентиляции вносили в общую атмосферу
праздника свои отрицательные российские
коррективы. Но Музыка в очередной раз победила,
ибо «Дух живет, где хочет…».
В поддержку этого самого возвышенного Духа Фонд
имени Рихтера выступил с инициативой создания в
Тарусе Культурного центра имени С.Рихтера. Идея
проекта центра принадлежит Игорю Попову,
лауреату Государственной премии, премий
«Триумф» и «Золотая маска». Проект Попова был
выставлен в залах городской картинной галереи и
получил высокую оценку специалистов. Дело, как
всегда, за малым. Нужен спонсор. Будет ли им
государство, крупная частная фирма или ряд фирм
– не так важно.
В течение лета несколько сонную городскую
галерею пробудили к активной жизни четыре
выставки – русских замков и ключей XVII–ХХ веков
из частного собрания, работ итальянского
скульптора Пепино Куинто и графика Ирины
Темушкиной, персональная выставка Эдуарда
Браговского и традиционная «хоровая» выставка
«Москва–Таруса». Вернисаж Браговского почтили
присутствием Белла Ахмадулина и Борис Мессерер.
Теплые и даже восторженные слова в адрес
80-летнего мастера-шестидесятника находились в
бодрящем контрасте с холодом его сине-голубых
холстов, являющихся уже много лет своего рода
признаком фирменного стиля.
Главным достоинством выставки «Москва–Таруса»
было не столько качество представленного и
громкость имен, сколько разнообразие.
И.Старженецкая, например, выставила
четырехчастную композицию, которая стала
своеобразным оазисом живописного спокойствия.
Анна Бирштейн, напротив, показала очередные
образцы предельного красочного темперамента.
Попадая в пространство ее сада, я неоднократно
убеждался, что даже трава в тех местах, где она
писала свои очередные цветы-портреты, покрыта
пестрыми пятнами масляных красок. Узнаваем и
безукоризненно чист и звонок Николай Ватагин,
рядом с зимним пейзажем которого трудно
выставляться даже авангардно настроенным
авторам, рассчитывающим на экспрессию красок и
линий. Среди скульпторов наиболее интересен
Андрей Волков, чьи изящные графичные миниатюры
из металла расширяют наше представление о
пространственных возможностях пластики.
После виртуозных импровизаций на ударных
инструментах ансамбля Марка Пекарского, после
классических откровений камерного оркестра
«Kremlin» под управлением Михаила Рахлевского и
других мастеров живопись и графика выставки
«Москва – Таруса» кажется во многом
самодеятельным дачным спектаклем, где несколько
солирующих примадонн и виртуозов ничего
изменить не могут. Они лишь обозначают общую
художественную потенцию тарусского
пространства, благоприятного для творчества
всех поколений. Что же касается реакции самого
городка на активность художников и музыкантов,
то можно констатировать, что эта реакция
идеально нейтральна:
Статья подготовлена при поддержке компании «ЭНИ-ГРУПП». Если вам поцарапали стальную дверь или понадобилось покрасить металлическую решетку, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «ЭНИ-ГРУПП». На сайте, расположенном по адресу www.EniGroup.Ru, вы сможете узнать стоимость порошковой покраски металлических изделий, а также описание технологии порошковой покраски. В компании «ЭНИ-ГРУПП» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с красочными материалами.
Таруса тихо дышит в лопухах,
В садовых кущах и древесной сени,
В собаках, кошках, козах, петухах,
Плывет корабликом
по щучьему веленью.
Вильям МЕЙЛАНД
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|