Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N108 
 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
от 19 августа 2004 года АФ-705

ПИСЬМО
О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей

Главам администраций субъектов Российской Федерации
Руководителям органов управления образованием

В связи с запросами, поступающими в Министерство образования и науки России из регионов по проблеме разграничения полномочий государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с федеральными законами № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в отношении перспектив деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, финансируемых из регионального бюджета, министерство сообщает:
В Российской Федерации на протяжении 85 лет сложилась и продолжает развиваться государственная система дополнительного (внешкольного) образования детей, не имеющая аналогов в мире. Она включает в себя 18 тысяч образовательных учреждений разной ведомственной принадлежности, 440 тысяч педагогов, 13 млн детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в свободное время дополнительным образованием по выбору: художественным, научно-техническим, спортивным, туристско-краеведческим, эколого-биологическим, исследовательской деятельностью. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута особая роль этих учреждений как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом возрастает их роль в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 1847-р разработана и утверждена Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002–2005 годы, направленная на сохранение сети и дальнейшее совершенствование системы, обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей.
Системообразующими центрами развития дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях являются государственные учреждения дополнительного образования детей, которые выполняют функции, не относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления, определенным статьей 15 Федерального закона № 131-ФЗ. Они призваны участвовать в осуществлении полномочий органов государственной власти в области воспитания и образования детей и в рамках этого:
являются опорными образовательными учреждениями, осуществляющими сетевое взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных образовательных учреждений в системе воспитания и дополнительного образования детей; обеспечивают участие детей субъектов Российской Федерации в мероприятиях федерального и международного уровня;
реализуют функции организационно-методических центров для образовательных учреждений всех типов и видов субъектов Российской Федерации; осуществляют программно-методическое обеспечение муниципальных учреждений дополнительного образования детей, организуют работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом специфики деятельности, проводят экспериментальную работу;
организуют работу с одаренными детьми от муниципального до федерального и международного уровней, участвуют в формировании молодежной политики, способствуют развитию «замещающей педагогики» в деятельности по предупреждению негативных социальных явлений в детской и молодежной среде.
Позитивные результаты деятельности системы достигаются благодаря четко выстроенной управленческой вертикали на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, способствующей развитию мотивации, совершенствованию деятельности, стремлению к достижению высоких показателей в различных областях знаний и творческой деятельности на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, состязаниях и т.д. Механический перевод государственных образовательных учреждений на муниципальный уровень может привести к разрушению единого образовательного пространства, системы дополнительного образования детей России в целом, нарушению прав и законных интересов ребенка (пункт 6, статья 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
С учетом того, что получение дополнительного образования как составной части основного общего образования является функцией государства, федеральные законы № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не противоречат сохранению государственных учреждений дополнительного образования детей на региональном уровне с соответствующим финансированием их за счет бюджета субъекта для выполнения делегированных им полномочий.
В соответствии со статьей 15, пункт 1.11 Федерального закона № 131-ФЗ не меняется само определение, статус государственных учреждений дополнительного образования детей, их структуру, полномочия, другие юридические нормативы функционирования этих учреждений.
В связи с изложенным Министерство образования и науки России полагало бы целесообразным сохранить эти структуры в качестве государственных учреждений дополнительного образования детей.

Министр А.ФУРСЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"