Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №63/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ 
 

Было время, когда казалось очевидным: подлинная педагогика – это то, что делается руками подвижников. Которые сеют разумное, доброе, вечное вопреки всему, что этому мешает. Мы восхищались этими подвижниками. Их горением и упорством в отстаивании своей правды. И завидовали тем детям, которым удалось отведать вкус этой настоящей педагогики.
Но время идет. И появляется другая педагогика – педагогика самих детей, которые не желают принимать мир закосневших школьных форм как единственно возможный.
И заставляют этот мир измениться.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Именно газете "Тусовка" мы обязаны сплочению нашего класса

О том, как детская инициатива преобразила жизнь школы

Редакция этой детской газеты на Третьем конкурсе школьных изданий была отмечена специальной премией «За силу печатного слова». Вручая приз, эксперт конкурса и автор журнала «Лицейское и гимназическое образование» Валентин Белецкий сказал:
– Эта газета такая маленькая, на серенькой бумаге, но врезалась в память навсегда. Есть такие понятия, как: звездный час, момент истины, а у этих ребят был звездный год, когда они всю журналистику могли оправдать появлением своей газеты. Они из разрозненного класса сделали объединение людей, интересных друг другу, они так страстно хотели быть людьми и чтобы рядом с ними были люди, что создали такую газету. Вот так и должна появляться журналистика.

* * *

«Жизнь в нашем классе стала невыносимой, – напишет одна выпускница, вспоминая свой последний год в школе, – коллектив, некогда очень дружный, оказался разбитым на мелкие, враждующие друг с другом группировки, успеваемость и поведение на уроках были не блестящими. Классному руководителю не было до нас дела, да и учителя относились к нам пренебрежительно. Учиться не хотелось, не хотелось идти в школу. Часто мы были виноваты даже в том, чего и не совершали».
«Порой нас оскорбляли, но мы настолько привыкли, что нам даже казалось это вполне естественным», – пишет другая девочка.
Это был класс, за которым давно закрепилась слава самого ужасного и неуправляемого класса в школе. «Вы – кучка придурков!» – раздраженно бросила им как-то одна учительница. С родителями шел не менее жесткий разговор: «Мы здесь обучаем, а воспитывать своих детей вы должны дома».
Взаимное недовольство и возмущение копилось несколько лет, пока однажды не взорвалось на родительском собрании, на котором классный руководитель обвинила детей в том, что они лживые, развратные и испорченные. Ребята тоже присутствовали на собрании. Но лишь некоторые из них яростно пытались опровергнуть обвинения, а большинство сидели давно уже безразличные к несправедливости взрослых.
«И тут мы восстали, – рассказывая об этом эпохальном собрании, мама одной из учениц до сих пор не может сдержать волнение. – Я сказала, что раз у педагогов нет времени заниматься нашими детьми, я буду это делать вместо них.
Меня поддержали другие родители и ребята. Они меня хорошо знали, потому что часто собирались у нас дома, еще в младших классах я помогала им ставить спектакли. Против поначалу была только родная дочь. Она боялась за меня. Мне пришлось уйти с работы и полгода ходить в школу почти ежедневно. Когда учителя удивлялись, чего это я все время торчу в школе, по какому праву прошусь на уроки, я говорила: “Я член родительского комитета!” Вы говорите, дети плохо себя ведут на занятиях. Что ж, буду сидеть в классе и следить за дисциплиной. И дисциплина постепенно наладилась. Ребята сказали, что уроки стали гораздо интереснее. Еще бы. Учителя помнили, что в классе все время сидит посторонний человек, и старались работать с большей самоотдачей. Постепенно они с удивлением обнаружили, что с нашими детьми интересно работать. Ведь они действительно ничего не знали о своих учениках, что это за люди, как много у них талантов, возможностей.
Вскоре у нас с детьми родилась идея: а что, если у класса будет своя газета? Тем более что одна из девочек мечтает поработать в каком-нибудь журнале, а ее подруга увлекается компьютером. Пусть каждый напишет о том, что его интересует, о чем он мечтает. Пусть все события в классе обсуждаются открыто. Вместе с тем решили регулярно проводить встречи, беседы на различные темы, экскурсии, поездки в театр, организовывать праздники и дискотеки».
Первое настоящее событие в жизни класса и первый выпуск нашей газеты были связаны со школьным конкурсом красоты. О нем мы узнали дня за два. Как всегда, никто не предупредил, не пригласил класс к участию в мероприятии: все равно ведь ничего хорошего не сделают. А я решила – сделаем лучше всех. Со мной согласились далеко не все. Но все же небольшая компания у нас дома целый вечер готовилась к конкурсу. Причем это были не самые популярные в классе люди. Но конкурс открыл их красоту, обаяние – в первую очередь для одноклассников. В этот вечер ребята впервые праздновали общую победу, собравшись за чаем с тортом, который испекла мама юной “мисс”. Их переполняли впечатления, они заново открывали для себя друг друга.
И вот уже в классе читают первый номер собственной газеты с репортажем о конкурсе, с заметками участников об их впечатлениях, с ответами членов жюри конкурса на вопросы редакции и т.д. Те ребята, которые не приняли участия в подготовке, явно жалели об этом».
«Когда появился первый номер нашей газеты, я не приняла его всерьез. Да, он был интересный, увлекательный, но мне казалось, что это так для первого номера постарались, а потом эта идея угаснет», – делится воспоминаниями еще одна девочка, которая впоследствии много и с удовольствием работала в газете.
А во втором номере был помещен откровенный разговор с мальчиком, в котором он признавался, как ему трудно оттого, что не складываются его отношения с одноклассниками, что над ним вечно насмехаются. Он рассказал о своих увлечениях и планах на будущее. И тогда парни в классе сказали: «Ну, ты, Леха, молодец! Мы бы на такое не решились».

Рассказывает редактор газеты

«Мы выпускали газету почти каждую неделю, а иногда и чаще, если случалось что-то экстренное. Постепенно в этот процесс включился весь класс, даже самые заядлые скептики. Нам очень хотелось доказать всем вокруг, что мы не пустое место, что ребята в нашем классе интересные и многое умеют, что за стенами школы у них всегда была насыщенная жизнь. Мы подробно рассказывали о каждом однокласснике, помещая на первой странице его портрет. А некоторые номера вообще были посвящены только одному человеку. Чтобы все, и дети, и взрослые, узнали, какие замечательные люди с нами учатся, как нам повезло, что мы вместе. А в некоторых номерах мы проводили опросы на актуальные темы. Например, о макияже или прическах, допустимых в школе. Или о первой любви. Спрашивали всех: и учителей, и детей, и родителей. Представляете, что это значило – увидеть в суровом педагоге обыкновенного человека, переживающего так же, как и мы? “Мы с ним дружили, потом его забрали в армию. Мы писали друг другу письма, а потом внезапно я узнала, что он там завел себе еще одну. Я просто написала ему спокойно, и вся связь у нас прекратилась. Через два года я вышла замуж. Когда он вернулся из армии, он пришел ко мне в гости посмотреть, как я живу. Когда увидел у меня на руке золотое кольцо, он не поверил, что я вышла замуж. Так закончилась моя первая любовь”. Такие откровения дорогого стоят и что-то меняют в отношениях. В примечании от редакции мы написали: “Учитель – это просто человек. Он взрослее, опытнее, и его одолевали те же сомнения, заботы, радости и разочарования. Кто же сможет понять нас лучше?” И это был не единственный откровенный разговор с учителем. Почему-то при помощи газеты такие разговоры получались лучше, искреннее, чем при личной встрече.
Бывали номера, посвященные конфликтам. Скажем, дракам. Ведь ребята не стали ангелами в одночасье. Но газета дала возможность объяснить всем вокруг и себе лично, что произошло. Мы добросовестно записывали точки зрения противников, их друзей и независимых свидетелей. И мы не старались определить при этом, кто виноват и что делать.
Газета выходила небольшим тиражом, всего 5–6 экземпляров. Как сделать так, чтобы все ее прочли? Надо повесить на видном месте. А классный руководитель сказал, что все стенды в школе заняты. Так что ребята читали газету, передавая из рук в руки. А вот учителя порой даже не знали о ее существовании. Тогда мы стали класть газету на стол в учительской. Никакой реакции. Неужели никто не прочел? Оказалось, что одна осторожная учительница прятала нашу газету в свой ящик, чтобы никого не смущать. И тогда мы создали группу продвижения газеты в массы. Дежурные по очереди заглядывали в учительскую и проверяли, лежит ли свежий номер на столе для всеобщего пользования. Если номер загадочно исчезал, дежурные тут же приносили новый. Надо сказать, многие учителя увлеклись нашей газетой, следили за выходом свежих номеров, охотно давали интервью. А на выпускном один из них сказал: “Мы и не подозревали, что вы такие талантливые дети. Что ж вы раньше скрывали свои таланты?” Странный человек. Мы не прятали, просто никто не искал».

* * *

Соединенные на газетной полосе тексты позволили увидеть сложность человеческих взаимоотношений, необходимость понимать и терпеть. Дети на собственном опыте постигали науку прощения и любви и вдруг сознавали, что в самом «злобном» учителе есть что-то человеческое, светлое. Газета учила решать конфликты не силой, не интригой, а открытым заявлением своей позиции, приглашением к дискуссии. Дети становились смелее, учителя – сдержаннее, задумчивее.
“Сначала, когда я приходила брать интервью, учителя даже закрывали двери кабинетов, чтобы никто этого не слышал, а потом что-то изменилось. Каждый пытался сказать свое слово, свое мнение по любому поводу”.
“Газете мы обязаны сплочением нашего класса. Постепенно все втянулись в работу по созданию номеров. Несли разные заметки, стихи, собственные сочинения. Мы изменили отношение друг к другу. Мальчишки стали уважать девчонок, девчонки стали гордиться мальчишками. Ведь до газеты мы ничего не знали друг о друге, да и не пытались узнать. До газеты мы в классе делились на маленькие группки, а газета объединила нас, и мы стали жить одной большой семьей. Мы почувствовали себя свободными”
«Я сделала для себя вывод, что наша газета не просто бумага, это наше оружие против несправедливости. Работа над газетой сплотила нас, мы стали говорить друг с другом открыто, чего не делали раньше».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru