Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Новая сказка о сереньком козлике
На экраны выходит “Фаренгейт 9/11”

На фото: Майкл Мур (справа) спрашивает сенатора, готов ли он послать своего сына в Ирак


После язвительного документального трагифарса «Боулинг для школы Коламбайн» о своеобразной одержимости американцев по отношению к оружию следовало ожидать от режиссера Майкла Мура не менее едкого сатирического разоблачения политики президента Джорджа У. Буша. И первая половина ленты «Фаренгейт 9/11» (кстати, название многозначно – использовано заглавие фантастического романа Рея Брэдбери «451о по Фаренгейту», дата терактов 11 сентября и телефон службы спасения) вроде бы дает основания для восприятия этого фильма-расследования о том, как нечестно пришел к власти и воспользовался ею в своих корыстных целях недалекий по уму бывший нефтяной бизнесмен из Техаса, именно в качестве острого политического памфлета. Демонстрируя, как глупо ведет себя Буш в течение семи минут после сообщения о самолете, врезавшемся в одну из башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, и продолжает как ни в чем не бывало слушать сказку «Домашний козел», которую читают детям в классе, Мур доводит уровень своего злорадства до предела.
Тем более что он сразу раскрывает наличие тесных финансовых связей семьи Буш с многочисленными родственниками Усамы бен Ладена из Саудовской Аравии, кое-кто из которых даже находился в США во время сентябрьских терактов, но срочно были вывезены из страны без каких-либо лишних вопросов представителей ЦРУ, ФБР и полиции. А провоцируемые антиарабские настроения в американском обществе оказались искусно повернутыми администрацией Белого дома сначала против Афганистана, потом против Ирака, которые стали столь необходимыми «козлами отпущения» в развернутой военно-промышленным комплексом США новой борьбе за передел мира, кроме того – за получение сверхприбылей в нефтяном бизнесе и торговле оружием.
Но вот вторая часть картины «Фаренгейт 9/11», как мне кажется, превращается в обычную предвыборную агитку, долженствующую воззвать к той половине населения США, преимущественно бедной и социально незащищенной, кто вообще не ходит голосовать и не интересуется политикой. Что и позволяет таким «козлам», как Джордж Буш-младший (по остроумному высказыванию Стивена Спилберга в одной из итальянских газет, Джордж Буш-старший по сравнению с сыном просто гений), безнаказанно кормиться на зеленой лужайке подле Белого дома, где только некоторые из активных противников «бушизации» страны (прежде всего – матери, потерявшие сыновей в Ираке) устраивают акции протеста.
Конечно, можно понять политический пафос Майкла Мура, который добился летом 2004 года подлинного ажиотажа в американском и мировом прокате (никогда в истории ни один из документальных фильмов не имел таких сумасшедших сборов, уже в 34 раза превысивших его бюджет!). Сейчас он подготовил для показа в кинотеатрах новый, дополненный вариант своей ленты, а непосредственно перед президентскими выборами хочет показать ее по одному из телеканалов США. И если даже цель не окажется достигнутой (то есть Буш все равно будет переизбран), Мур может счесть собственный гражданский долг выполненным. Чего уж говорить о громадном коммерческом успехе и немыслимом росте популярности фигуры самого «ниспровергателя»! Однако с художественной точки зрения «Фаренгейт 9/11» лишен творческой авантажности и авторской изобретательности, а главное – скользит по поверхности, не углубляясь внутрь сложных явлений мировой истории. Ведь в конце концов и Джордж Буш – еще один из тех, кто заранее предназначен на заклание, действительно напоминая незадачливого козлика из детской сказки.

Сергей КУДРЯВЦЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"