Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД

С детьми играть или заигрывать?
Фестиваль спектаклей для юного зрителя

10.jpg (87312 bytes)

Владимир Михайлович Зельдин, старейший русский актер, – ему 89 лет, – как-то сказал мне: «Вот куда – в детей! – надо вкладывать деньги. Не в нефть, не в казино, не в футбольную команду «Челси», а в детей. Только это имеет смысл. Потому что детям в нашу непростую с моральной точки зрения эпоху труднее всего». Сказал это человек чрезвычайно щепетильный, для которого понятие чести не звук пустой. Новая же эпоха, радостно поприветствовав индивидуальную творческую свободу, понятие чести (кстати, не советским временем рожденное) сохранить в умах людей почему-то не озаботилась. Вина за это, на мой взгляд, лежит на идеологах нового времени, которые, отринув советскую доктрину как государственную, легко и даже как-то весело отказали в уважении всей культуре, существовавшей в советские времена, что несправедливо. В той культуре было много разного, были и произведения конъюнктурные (как и сейчас, между прочим), но были и безусловно талантливые. О них и особенно о некоторых секретах профессионального ремесла забыто напрасно.
Детей умных, талантливых, очаровательных, простодушных – таких, какими и должны быть дети, – сегодня много. И о потерянном поколении я бы говорить поостереглась. (Стоит посмотреть телепрограмму Ю.Вяземского «Умники и умницы» – и уже обретаешь душевный покой.) Но, сталкиваясь с теми же детьми после «высшей школы», в профессии, все чаще ловишь себя на мысли, как многого из истории культуры они не знают. Они просто не подозревают (!) о существовании замечательных людей, спектаклей и фильмов, книг, событий, которые составляют честь русской культуры, хотя и создавались, уж извините, в советские времена. Это относится и к детскому театру. С ним у нас сейчас неблагополучно.
Весь этот «сумбур вместо музыки», как ни странно, всколыхнул в душе прошедший летом в Москве Международный фестиваль «Ожившая сказка». Привезти в Москву спектакли из стран СНГ, свести в одну афишу детские спектакли разных московских театров оказалось делом хлопотным и неблагодарным: на детях не заработаешь. Но благотворительный фонд «Маски» имени И.Смоктуновского за это дело взялся, потому что его председатель Дмитрий Власов (в прошлом, кстати, актер) давно и упорно твердит, что наш театр о детях забыл и это неправильно.
Привычка водить детей в театр в нашем обществе, слава богу, осталась. Привычка детей играть в театр сохранилась тоже. (Главными героями фестиваля стали прелестные актеры – дети Минского музыкального театра «Сказка» и Московского музыкального театра-студии им. Галины Вишневской.) А вот умение ставить спектакли для детей – умение как привычка – нашим театром утеряно. Отдельные энтузиасты на этом поприще есть, и фонд «Маски» постарался, кого смог, заметить и отметить. Но радость удач не отменяет проблемы: общий спрос на детские спектакли, увы, далеко не всегда обеспечен достойным предложением.
Мюзиклы наш театр освоил быстро, а сказки разучился ставить еще быстрее. Вот тут из советских времен мы наследуем как раз худшее. Например, отношение к детскому спектаклю как к возможности «чеса» в каникулы. Современные представления для детей порой напоминают сценарии старых «елок»: сюжет нелеп и нединамичен, тон назидателен, режиссура не изобретательна. Рассказать историю детский театр не умеет. Как это делал, скажем, Лев Устинов вчера (приз фестиваля «За вклад в искусство») или сделала Ольга Михайлова сегодня (ее пьесу по мотивам «Волшебника Изумрудного города» остроумно и со вкусом поставили в Московском молодежном театре актеры А.Веселкин и А.Блохин, тоже призеры фестиваля). С детьми в театре пытаются сюсюкать, детей в театре пытаются поучать. Еще очень любят с ними заигрывать. И никто не хочет с детьми играть. Как, например, умел Ленинградский ТЮЗ времен З.Корогодского или Московский ТЮЗ времен П.Хомского. И жаль, что этот опыт «игрового театра» (технологический прежде всего) сегодня забыт. Не обязательно его повторять. Но делать вид, что его не было, изобретать колесо, да еще думая, что колесо должно быть квадратным, – глупо.
И «одеть» детский спектакль у современного театра порой не получается. Самая типичная ошибка – детские сказки часто «одевают» по принципу взрослых эстрадных шоу: дымы, микрофоны, конструктивные декорации, мишура, «кислотные» костюмы. Для «Фабрики звезд» это, может быть, и нормально, но для сказки братьев Гримм вряд ли. Пусть и в театре будет дорого и модно, но хорошо бы и со вкусом, как, скажем, это умеет художник Е.Качелаева («По щучьему велению», Театр Гоголя).
Что делать, спросите вы, в такой ситуации? Читать детям сказки, то есть устраивать свой домашний театр. Ходить в театр «по наводке» знакомых. Ну и ждать, наверное, пока наш театр обретет себя. Он понял уже, что его место в обществе изменилось. Осознанно или нет ищет новых путей к публике, очень увлечен формальными поисками. Однако становится все менее чувственным и чувствительным. Детская аудитория консервативнее взрослой, она жаждет переживаний, «представлений» вокруг нее более чем достаточно.
Да, современные дети рано умнеют. Компьютер для них – игрушка, телевизор – окно в мир, привычка к рекламе – как привычка чистить зубы по утрам. Но тяги к волшебству, к разграничению добра и зла в их душе никто не отменял. И в сказке, рассказанной на ночь, они нуждаются, как все прежние поколения. А в том, что воспитание чувств сегодня позабыто, виноваты взрослые, которые вспоминают о детях в несчастье, не в радости.
Забытый советский писатель Горький как-то сказал, что для детей надо ставить и играть лучше, чем для взрослых. Совсем неплохой совет, и надо бы его вспомнить, пока не захватили эту территорию циники, подельщики и просто бездарные люди. К столу с пирогом у нас почему-то всегда они добегают первыми.

Наталья КАЗЬМИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru