Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

МЛАДШАЯ ШКОЛА

В первые дни в школе герои дня, конечно и безусловно, – первоклассники, новенькие. Это потом, позже, ближе к зиме, почти никто из шумного школьного народа не будет воспринимать их как драгоценность, старшие будут задевать в школьной раздевалке и вообще обходиться бесцеремонно. Они станут своими, такими, как все, частью школы. А пока они – беспомощная малышня, которую стыдится обидеть даже самый отпетый. На них чаще, чем на других, останавливается с вниманием учительский взор, родители с трепетом ждут в коридоре конца третьего урока, когда можно будет наконец забрать чадо домой, слушая по дороге длинную повесть пестрого школьного дня. Но скоро и родителям надоест эта игра в первый класс, жизнь войдет в школьное русло, ребенок сам побежит в школу, без провожатых. А пока мамы и бабушки с жадностью запоминают подробности первых школьных дней. Среди них встречаются и те, кто готов эти подробности сохранить не только для семейного архива, но и для множества читателей нашей газеты. Не умиления ради, а ради развития в себе способности пристально вглядываться в детскую жизнь, думать над ней. Разве возможна без этого настоящая педагогика?

Дорога взросления
Став учеником, ребенок делает по ней очередной трудный шаг. Чем могут помочь родители?

5.jpg (71516 bytes)

Как дела?

Жизнь ребенка-первоклассника насыщена множеством событий. Приятных и не очень. Понятных и загадочных. И очень важно, чтобы ребенок постепенно научился подробно рассказывать о происходящих с ним событиях. Если родителям по-настоящему интересно то, что происходит с их ребенком в школе, ребенок с каждым разом будет рассказывать все более подробно и интересно. Если же интерес родителей формален, то и детское желание рассказывать о каких-то школьных событиях будет постепенно угасать, и на формальный вопрос мамы или папы «как дела?» ребенок будет отвечать не менее формально «нормально!».
Не бойтесь подробностей. Чем более подробен ребенок в своих рассказах, тем больше он вам доверяет. А это в свою очередь создает платформу уверенности ребенка в любых других – самых сложных – ситуациях. Иногда возникающие у первоклассника напряжения и страхи бывают настолько нелепы, что достаточно просто описать произошедшее немного с другой стороны, помочь посмотреть немного другим взглядом, чтобы ребенок успокоился.
Помните, что жизнь ребенка в школе сплетается из множества мелочей, и многим из этих мелочей мы часто просто не придаем значения, тогда как для самого ребенка именно эти мелочи являются особо важными. Простой пример: взаимоотношения ребенка со школьным туалетом. Некоторые дети стесняются под взглядом сверстников идти в туалет. Некоторые не переносят открытые туалеты (где нет кабинок). Некоторых отталкивает запах школьного туалета, и они не могут его посещать… А если ребенок по каким-то причинам не посещает туалет или посещает его в состоянии огромного физиологического и психологического напряжения, это может провоцировать множество других проблем, в том числе и учебного, и коммуникативного характера.
И не надо ждать, когда ребенок сам обратится к вам с какой-то проблемой. Возьмите за ежедневное правило активно расспрашивать ребенка о том, что с ним происходило в школе в течение дня. И помните, что рассказывать о своих переживаниях очень трудно, поэтому всячески помогайте ребенку – своим сочувствием, какими-то уточняющими вопросами.
Очень важно научиться не высказывать негативного отношения к каким-то «неуспешностям» вашего ребенка, а говорить об этом как о нормальных и естественных трудностях на новом пути. Не порицать за неуспех, а помогать добиться успеха. И тогда ребенок не будет бояться разговаривать с вами о том, что именно у него не получается.

Всматриваться, чтобы понять

Вообще едва ли не главное, что должны делать родители первоклассника, – это самым внимательным образом всматриваться в своего растущего ребенка, всматриваться в происходящие с ним изменения и пытаться понять, что скрывается за изменениями того или иного рода.
С первого дня наблюдайте за состоянием здоровья вашего ребенка. Бывает, что у первоклассника возникают школьные проблемы (проблемы с одноклассниками, проблемы с учебой), но он не хочет или не умеет ими делиться. А иногда он просто не отдает себе отчета в каких-то возникших у него проблемах, «вытесняет» их, и тогда психологические проблемы начинают «маскироваться» под какие-то болезни, когда, например, по утрам появляется тошнота или рвота, или вдруг резко поднимается температура, или возникают какие-то другие недомогания психосоматической природы. А ведь психосоматические проблемы обычными лечебными способами вообще не решаются – ребенка будут лечить от гастрита или еще от чего-нибудь, а болезни будут менять свою форму, пока не будет найдена и каким-то образом решена исходно породившая их психологическая проблема.
Между прочим, имейте в виду, что в первые месяцы учебы вашему ребенку после уроков нужно будет гораздо больше двигаться, чем обычно, чтобы компенсировать то напряжение, которое требуется для высиживания в классе нескольких часов, и разрешать накопившиеся психологические напряжения. Поэтому относитесь с пониманием к тому, что у ребенка после уроков появляется желание носиться с бешеной скоростью, кричать – в общем, быть спонтанным, самопроизвольным.
Особая тема – общение с одноклассниками. Возможно, это одна из самых серьезных образовательных задач, которые должен научиться решать ребенок, находясь в школе. И не думайте, что ребенок может решить ее автоматически, без вашей помощи. Очень часто именно поддержка родителей, их жизненный опыт помогают ребенку построить доброжелательные отношения в классе. Понаблюдайте за тем, как ваш ребенок играет с одноклассниками после уроков. И если возникает ощущение, что ваш ребенок ведет себя в чем-то не очень адекватно, дайте ему зеркало, помогите увидеть свое поведение со стороны. И не торопитесь ругать, читать нотации. Помогите сориентироваться, как стоит себя вести в тех или иных ситуациях, чтобы тебя принимали, чтобы с тобой хотели дружить.
Подумайте и о том, как ваш ребенок воспринимает те или иные действия учителя. Многие дети интерпретируют поведение учителя неадекватно. «Я столько раз поднимал руку, а меня не спросили!» – ребенок переживает это как признак того, что учитель его игнорирует или не любит. При этом ребенок не думает о том, что остальные 25 детей точно так же тянут руки и что неизбежно кто-то оказывается проигнорирован. И что за этим не стоит никакого отвержения ребенка учителем. Просто ребенок не один в классе. Надо попытаться объяснить ребенку, что он не может претендовать (как бы этого ни хотелось) на безраздельное внимание учителя (а особенно болезненно это переживается тогда, когда дети влюблены в учителя, когда учитель действительно хорош). И попытаться сменить эгоцентрическую картинку ребенка на более реальную.
Еще одна важная зона постоянного наблюдения – то, как ребенок выполняет домашние задания. Если он собран и «компактен», если выполняет домашние задания в приподнятом настроении – все хорошо. Если же ребенок растягивает выполнение даже относительно простых заданий на несколько часов, если вы видите на его лице выражение тоски и скорби, если он никак не может сосредоточиться на выполнении домашнего задания, это сигнал о том, что ребенку нужна какая-то (например, психологическая) помощь и поддержка. В этой ситуации важно не ругать, не давить, а попытаться разобраться и помочь. Может, дело в том, что ребенок не умеет организовывать время. А может, он просто чего-то боится – например, собственного непонимания, и тогда нужно сесть с ним рядом и показать, что в непонимании нет ничего страшного, что любое непонимание можно преодолеть.
Важнейшая родительская задача – с самого начала соблюсти баланс между желанием помочь ребенку и сознательной установкой на ограничение заботы о нем, чтобы ребенок мог развить способность справляться со школьными заданиями самостоятельно. Ребенок, с одной стороны, должен чувствовать уверенность в нем со стороны взрослого, а с другой – видеть, что взрослый всегда готов прийти на помощь в те моменты, когда это по-настоящему нужно. В соблюдении этого баланса и состоит искусство педагогики.

Прошлое–будущее

Нужно всячески подчеркивать в разговорах с ребенком, что он перешел в совершенно новое статусное состояние и что это крайне ценно для родителей. Что ценна его большая самостоятельность. Что отныне в связи с этим новым статусом появляется почва не только для любви, но и для уважения. А уважение – это то, что является атрибутом взрослой жизни. То, что приходится завоевывать. И то, что помогает справиться с неизбежными трудностями школьной жизни.
Между прочим, переход ребенка в школу – это определенный обряд инициации и для родителей, испытание их готовности к совершенно новым стилям взаимоотношений с ребенком. Ведь родительское отношение теперь не будет для него единственно значимым. Социальные успехи, отношения со сверстниками будут конкурировать с чувствами, которые он испытывает по отношению к родителям. Ребенок из семьи вступает в мир. В каком-то смысле это болезненно для родителей и переживается как утрата, и вместе с тем родители заинтересованы в том, чтобы ребенок обретал самостоятельность. И с переходом в школу стиль отношений с ребенком неизбежно меняется в сторону предоставления ему большей самостоятельности, права выбора.
При этом очень важно сохранить в домашнем обиходе ребенка-первоклассника какие-то способы жизни из дошкольного прошлого. Чтобы ребенок не сразу менял всю свою жизнь, а чтобы оставалась ниша, в которой он мог бы чувствовать себя по-прежнему маленьким и защищенным. Не требуйте от первоклассника ранней взрослости – она придет к нему со временем. А пока с пониманием относитесь к тому, что ребенок носит в школу какую-то любимую игрушку. Или засыпает с игрушками и ставит их себе на письменный стол. Не бойтесь по вечерам читать ему книжки, не настаивайте, чтобы ребенок читал исключительно сам. Ребенок не должен бояться утратить детство, в котором его любили, в котором о нем заботились. И хотя переход в более взрослое состояние для него страшно желанен, не надо отбирать у него маленькие преимущества более раннего детства.

Ирина ХРИСТОСЕНКО,
Александр ЛОБОК


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"