Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СТАРШАЯ ШКОЛА

Как собрать интересы старшеклассников в школьное расписание?
Несколько историй из жизни школы № 3 города Фрязино

Всё на выбор!
Мы второй год в эксперименте. Хотя начали раньше – еще в марте прошлого года создали фронт работ информационного характера. Анкетировали ребят, много встречались с родителями. Для чего? Чтобы все чувствовали себя создателями той предпрофильной и профильной школы, которая начинала у нас в городе оформляться.
Весной выявили все склонности будущих девятиклассников к тем или иным предметам. Теперь нужно было изменять стандартный учебный план, и этим мы занялись летом. Перекраивали несколько раз, включали информацию, которая поступала из города, и наши собственные разработки. Мне как руководителю школы этот эксперимент становился все более симпатичен. К прошлому сентябрю стало понятно, что сможем предоставить ребятам именно те образовательные услуги, которые помогут им определить свой жизненный путь. Профильный и профессиональный.
Информация, которую мы получили из ребячьих анкет, разговоров с родителями, учителями (а для нас было очень важно мнение учителей!), стала основой для введения в учебный план занятий по выбору. Таких предметов получилось девять: русский язык, английский, история, биология, химия, физика, геометрия, черчение, основы информатики и вычислительной техники. Встал вопрос: как ввести все это разнообразие в расписание? Тогда-то и прозвучало замечательное предложение нашего завуча Татьяны Ивановны Юшковой: каждому предметнику составить восьмичасовую программу курса, который будет потом повторяться несколько раз в течение года. Учителя засели за программы. Хорошо, что министерство в инструктивном письме показало, как они составляются, как пишутся пояснительные записки. Конечно, если бы мы сейчас эти программы-записки писали, мы бы сделали не так, потому что еще не видели, как все это будет на практике. Программы учителей менялись в течение года.
Каждый из наших девятиклассников посетил не менее четырех предметов по выбору. И это при возможности менять их гораздо чаще. Были такие, кто взял пять, были, кто интересовался только одним. С ребятами мы много разговаривали, предлагали: ты попробуй себя еще в чем-то! Получалось самое настоящее совместное движение учеников и учителей.
Когда прошел первый цикл предметов по выбору, возникла проблема: как состыковать занятия со статичным расписанием уроков, сделать так, чтобы было удобно всем? Решили сделать единый день для выбора – вторник и единый урок – пятый. Оказалось – удачный ход.

Что такое аудитор?
Раньше я никогда не думала, что так широко можно показать девятиклассникам сеть городских, районных и областных средних учебных заведений. За год у нас перебывала администрация всех городских ссузов вместе со своими студентами. По просьбе отдела образования Центр занятости населения предоставил нам информацию по всем средним учебным заведениям Подмосковья: и когда у них дни открытых дверей, и как записаться на экскурсию.
Школьному психологу пришлось работать по-новому, «разминать» направление социально-психологической поддержки каждого девятиклассника. Были запросы детей, запросы родителей, которые психолог выявлял анкетированием, разговорами на классных часах, индивидуальных консультациях.
Хочу отметить, что нам крупно повезло с сотрудниками городского Центра занятости населения. Когда в мае прошлого года я обратилась к ним с просьбой о помощи, получила великолепную компьютерную диагностику наших ребят и даже предполагаемую профориентационную траекторию. Весь год эти данные помогали и психологу, и учителям, и классным руководителям.
Ребята ведь далеко не всегда представляют, что стоит за звучными словами «дизайнер», «менеджер», «аудитор», а обыкновенные учителя этого тоже не знают. Центр занятости предоставил нам наглядный материал по всем новым и новейшим профессиям. Вместе с ребятами сделали большой информационный стенд по современным профессиям.
Для родителей наших ребят мы печатали специальные информационные выпуски и раздавали каждому в руки. Четыре родительских собрания посвятили предпрофильности, бурно обсуждали все «за» и «против», в том числе материалы статей, которые в прессе появлялись.

А достижения положили в банк
Теперь о «портфолио» девятиклассников. В нашем варианте они стали большой заботой классных руководителей. Сначала нам казалось, что мы и так, без этих «портфолио», отлично знаем своих ребят. Но когда классные руководители стали собирать данные, оказалось, что они и не предполагали, как много хорошего можно сказать про одного человека. Прошла олимпиада – раньше бы просто сказали «молодец» и забыли, а здесь достижение положили в банк, зафиксировали. Успехи в спорте, организация каких-то классных, школьных дел... Ребята смотрят, сравнивают, и это тоже стимулирует их к активному действию.
Летом подвели итоги «полетного» года. Что касается приема в 10 класс, то мы никогда не отказываем ребятам. Кроме физико-математического профиля, у нас универсальный профиль старшей школы. Симпатичен его учебный план, элективные курсы, позволяющие многим ребятам остаться в «родных пенатах». Но если кто-то хочет учиться по профилю, которого нет у нас, то мы даем выпускнику-девятикласснику полную информацию о профильных классах, созданных в других школах, и у ребенка опять есть выбор, остаться ли в своей школе в универсальном классе или уйти в другую.
Пока не знаю, как будет на практике. Мы ведь консерваторы, новое отторгаем. Было трудно, многое непонятно. Но все смогли прорваться и даже начали получать удовольствие от этого движения. Вводим элективные курсы в старшей школе. Учителя прочитали, обсудили, и желающих вести занятия заявилось больше, нежели возможно. Поработав, люди говорят: интересно. Хотя, конечно, дополнительное время, дополнительные усилия.
Огромнейшую работу провел наш отдел образования – Елена Алексеевна Мишина и Нина Николаевна Кукебаева. Не навязывая своей точки зрения, только подсказывая. Хороший дух сотрудничества мне импонирует.
А тем, кто будет начинать предпрофильные классы, посоветую больше оптимизма. В любой ситуации, которая складывается, стараться видеть и опираться на положительное. Это огромное поле деятельности, но, к сожалению, 24 часов в сутках не хватает.

Валентина ЖАДОВА,
директор школы №3
г. Фрязино


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru