Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ

Почему мисс Марпл не нужен пистолет?
Отгадайте с одного раза

Интересно было бы узнать, как относится актер Александр Домогаров к названию сериала, в котором снимался и, возможно, будет сниматься еще. “Марш Турецкого”. Именно марш, который подразумевает движение по ровной ли, по проселочной дороге, в колонне или в одиночку – не важно, и если обстановка позволяет – с песней или под музыку. Судя по названию – Моцарта.
А Турецкий? Только ли бодро он марширует, или дело, которым занят, требует от него то остановки, то поворота, а то и возвращения к пройденному.
Но, может быть, актер вовсе не думает, что есть марш, а нравится ему, что это марш Турецкого, а Турецкий – он, и никто другой, и зрители сразу поймут, кто главный. Это льстит самолюбию актера. И не только актера.
Впрочем, что это автор так расфырчался? В конце концов, появился же “Ночной дозор”. И никто не шепнул режиссеру (если он сам не знал), что еще в XVII веке Рембрандт создал “Ночной дозор” – групповой портрет гильдии, который по сей день украшает галерею Амстердама. Получается, что нового названия для фильма его создатели не смогли придумать. Но может быть, и не не смогли, а не захотели? Надеялись, что, подогревая любопытство зрителей застрявшим в памяти словосочетанием, подкрепленным щедрой рекламой и серьезным, вкупе с критиками и коллегами, обсуждением: «Спасет ли “Ночной дозор” российское кино?», добьются своего. Спасут кино.
Не спасут – свое спасет, а не сколок с американского блокбастеров, если вообще уместно приводить в качестве спасательного примера именно “Дозор”.
Опять автор фырчит, не так ли? Зритель фильм более чем заметил, а не это ли главное? Но те же критики из породы фырчащих ждут от художников соблюдения особенностей жанра, его художники сами выбирают и ему должны следовать. Жанры, правда, не отделены друг от друга бетонной стеной, кое-что из одного в другой может просочиться, и это хорошо, но к картине, о которой шла речь, подобное не относится. Тут другое “проникновение”, принцип другой, он очень помог “Ночному дозору” собрать аудиторию. Говорят, если зайца бить, он научится на барабане играть. Зайца жаль, и вообще это не лучшая шутка, а нас следовало бы пожалеть серьезно.
В летние месяцы зрителей в основном потчевали детективными историями, поставленными раньше, – новинки берегли. Старые же ленты крутили утром и вечером, вечером и утром, не замечая, какую подножку ТВ подставляло само себе. Раз в неделю, а скорее чаще на экранах можно было увидеть документальный детектив. Односерийный, а то и двух- и трехсерийный. «Ловцы “скорпионов”. Дело 2004 года» – двухсерийный, и рассказывает о деле сотрудник ФСБ. Лица его мы не видим, он повернулся к нам спиной и неторопливо, но не монотонно, а как о чем-то пережитом, но оставшемся в памяти вспоминает все, что было. “Все” берем в кавычки, всего он, конечно, не открывает и умалчивает, например, о том, как стал “своим” в фирме по продаже незаконно приобретенного оружия.
Можно предположить, и предположение не будет таким уж невероятным, что в операциях по сокрытию и сбыту товара ему тоже приходилось участвовать, иначе бы “засветился”. Но человек действия, он и вспоминает действия. Здесь нашли то-то и то-то, в другом тайнике еще один склад – в результате стволов и прочего набралось столько, что хватило бы вооружить воинское подразделение.
Ни слова о собственных переживаниях, сомнениях, “приспособлениях”, ни слова о страхе и мыслях о разоблачении, без чего подобные служебные задания не обходятся. Человек “фирмы” обо всем этом умолчал. Додумывали за него и воображали мы – соучаствовали. А вот от “Ледникового периода” – эту восьмисерийную ленту повторяли в те же дни, что и “Скорпионов”, надеялись получить и другое: психологическое объяснение поступков и хода к ним. А получили то, что получали уже не раз.
Берем “Ледниковый период” не оттого, что он уступает другим криминальным сериалам. Просто в нем собралось общее, вобравшее в себя плюсы и минусы подобных произведений. Плюсы – исполнители. Профессиональных и одаренных в сериалах немало. И какую бы лабуду им ни приходилось играть, они умудряются привнести в нее нечто свое. Однако “свое” дело не спасает – у него нет возможности развернуться. Оно подчинено сюжетной схеме, выстроенной достаточно жестко и повторяемой от раза к разу.
Возможен вопрос: зачем тогда хорошие актеры снимаются в плохих сериалах? Ответ один – и для них, и для тех, кто только начинает свою жизнь в искусстве. Деньги. Очень большая разница между тем, что получают за свою трудную жизнь люди театра, да и кино, и тем, что предлагает ТВ, требуя в сущности весьма немногого. Подходящей сюжету внешности и навыков, приобретенных в специальных учебных заведениях. Заглядывать в будущее молодые не любят, надеются на то, что их заметят, ну а те, кто немолод, наверное, уверены, что любить их будут все равно.
В свое время не раз шутили, что из десятка фильмов на деревенскую тему вполне можно смонтировать один, в котором существование комбайнера, доярки, колхоза предстанет веселой, счастливой, полной песен и разносолов жизнью. Вполне поддаются такому эксперименту и сегодняшние криминальные ленты. Завязка – труп. Развязка – поимка преступников. А в середине… В середине еще несколько трупов, кровь, привыкший ко всему ироничный судмедэксперт, измотанные, но с бодрым взором сыщики, снимающие стресс горячительными напитками.
На днях услышала от одного “плохого” (с экрана, конечно) реплику, обращенную к товарищу по профессии: “Что ты все грохать и грохать, грохать и грохать”. Грохать и он не прочь, лексика надоела.
Один умный человек заметил, что трюизм – верная мысль, ставшая достоянием общества и пущенная им в оборот. Верная мысль классического детектива в занимательности, в привкусе таинственности, окружающей происходящее. Гибель героев загадочна, расследование требует – цитируем Эркюля Пуаро – работы серых клеточек мозга. И он сам, и несравненная мисс Марпл, и Шерлок Холмс, и маленький смешной патер Браун Честертона, и тяжеловес Мегрэ выигрывают поединок с преступниками, убедив нас в своем превосходстве над ними, а не в том, что раньше, нежели они, успели воспользоваться пистолетом.
Это к тому, что основа у детектива есть, оглядываться есть на что. И хоть жизнь стала грубее и безнравственнее, кто-то льет слезы над жертвой, а кто-то заплачет или задумается и над другой загубленной жизнью. Чувства не отменяются – или отменяются?
Участник дискуссии о спасительной роли “Ночного дозора” то ли наивно, то ли цинично заметил, что, если правильно организовать рекламу, где мелькали бы эпизоды будущего фильма, зритель и на пустом экране увидит то, что хотели авторы. Как тут не вспомнить бедного зайца и не поежиться от предположения, что и тебя готовы принять за него.

Натэла ЛОРДКИПАНИДЗЕ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru