Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №58/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЭКСЛИБРИС ВРЕМЕНИ

Праздник с черной закладкой
Книги выходят в свет даже тогда, когда кажется, что весь мир погружен во тьму

В Москве на ВВЦ тихо завершилась XVII Московская международная книжная выставка-ярмарка. Парадное, официозное и дорогостоящее мероприятие, начавшееся 1 сентября и длившееся пять полных дней, в этом году организаторам не удалось. Трагические события 31 августа в Москве и 1 сентября в Северной Осетии вынудили некоторых издателей в последний момент отказаться от участия в выставке – рискованном массовом мероприятии, которое может послужить очередной мишенью для террористов. Кое-кто из участников бойкотировал выставку на ВВЦ в знак протеста: на открытии 1 сентября организаторы – кажется, еще не осознавшие серьезность надвинувшейся катастрофы, – пытались веселиться. Владимир Жириновский хвалил читающую страну, плясали дети в народных костюмах.
Не приехали в Россию несколько зарубежных делегаций. В отличие от предыдущих ММКЯ никто из зарубежных звезд – как Иоанна Хмелевская или Пауло Коэльо – в программе мероприятия даже не планировался. Сказалась ли интуиция книгоиздателей или осторожность литературных агентов, не советующих звездам посещать нестабильную страну?
На второй день работы ММКЯ некоторые недовольные – хоть и нехотя – вернулись в павильоны, чтобы участвовать в мероприятиях и продавать свои книги. Бизнес есть бизнес…
Впрочем, общий тонус выставки так и остался пониженным – впервые за многие годы ее проведения. Ничего подобного не наблюдалось на ММКЯ даже в 1998 году, сразу после августовского дефолта, который, казалось, должен был полностью уничтожить издательскую отрасль. Но именно тогда на выставке среди книгоиздателей и покупателей царило радостное возбуждение. Они видели трудности и готовы были их преодолевать. Теперь же они казались усталыми и растерянными.
Каждый год Московская международная книжная выставка-ярмарка демонстрировала новый крен рынка: один год – словно издательства со всех концов России сговорились – преобладали любовные романы, другой год – оккультная литература, третий – школьные шпаргалки, четвертый – справочники и энциклопедии.
В 2004 году трудно назвать тему, которая стала бы предметом интереса одновременно многих разных издательств, представленных на ММКЯ. Исключение составила, пожалуй, военно-историческая литература, которой ввиду 60-летия Победы на выставке было представлено чуть больше, чем обычно.
...После 1998 года книжная отрасль выстояла. Если верить официальным заявлениям, впервые стране по количеству изданных книг предстоит сравниться с советскими временами (когда многомиллионные тиражи печатались в расчете на жителей СССР!). Однако усталость и апатия издателей понятны. Если раньше их бизнес душила политика, теперь душит российская экономика. Издавать можно все что угодно. События прошедших лет доказали, что россияне готовы покупать книги по любым ценам. Всегда найдутся люди, которые достанут из стеклянных банок последние сбережения и с благодарностью купят хорошую книгу. Но добраться до этих людей, живущих за тысячи километров от Москвы, очень сложно.
Даже крупнейшие игроки российского книжного рынка (исключая разве что издательства учебной литературы) признают, что нормой для них является распространение половины тиража. Недаром одной из примет последних выставок стало появление изданий тиражом в 320–510 экземпляров. Это не подарочные книги, а востребованная научная и образовательная литература. И если вы зададите издателям вопрос, почему они заказали типографии именно 510 экземпляров, а не 520 или не 550, они ответят: “Средств из гранта не хватило”. С такими книгами у издателей нет хлопот: они развозятся по нескольким знакомым магазинам в Москве и становятся недоступны для всех, кто живет дальше Садового кольца.
То, что зарубежные наблюдатели называли не просто золотым, а бриллиантовым веком российского книгоиздания, оборачивается диспропорциями книжного рынка: все книгоиздание и практически вся книготорговля сосредоточены в нескольких городах России. Мегаполисы понемногу насыщаются. Но что делать дальше? У небольших издательств (а их на российском книжном рынке 95 процентов) нет возможности продавать свои книги по всей России.
Рядовые москвичи – посетители ММКЯ и покупатели книг – не подкачали в этом году. Несмотря на слабую охрану павильонов ВВЦ, в которых проходила выставка (металлоискатели установили внутри, снаружи два здания и прилегающую площадь никто не охранял), они пережили первый шок и все-таки пришли на ММКЯ – кто купить ребенку учебник по издательской цене, кто взять автограф у любимого писателя, кто просто убедиться в том, что подобное мероприятие еще возможно.

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru