Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N39 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

С.Д.ПОЛЯКОВ. ПСИХОПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2003С.Д.ПОЛЯКОВ.
ПСИХОПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.
Опыт популярной монографии. – М.: Новая школа, 2003


В монографии С.Д.Полякова исследуется целый комплекс закономерностей, актуальных для современной психологизированной педагогики. Автор не просто анализирует сложившиеся и зачастую устаревшие стереотипы во взглядах на воспитание и обучение,
но и аргументированно отстаивает новые подходы и пути, на которых им найдены развиваемые в книге идеи и соображения.
“В традиционной педагогической психологии… обычно рассматриваются и решаются вопросы развития и формирования личности без учета того, в результате какой системы воспитания
и обучения это развитие произошло…” Психологические факты
и закономерности, возникающие и проявляющиеся на традиционных уроках, при работе в микрогруппах, при выполнении домашних заданий, во время коллективной творческой деятельности отличаются по динамике эмоционального состояния, внимания и т.д. Психопедагогика, по определению автора, – это область научного исследования, изучающая психологические закономерности в рамках определенных педагогических форм.
Первая часть книги посвящена психопедагогике воспитания. “Воспитание – это жизнь
с ее страданиями, озарениями, дружбой, враждой, случаями, событиями. Уложить воспитание
в прокрустово ложе науки – значит упростить жизнь”. Всесторонне рассматривая воспитание как процесс, С.Д.Поляков замечает, что “исходное противоречие воспитательного процесса – противоречие между общественными ожиданиями в отношении подрастающего поколения и его (поколения) собственными потребностями, отражающими социокультурную, возрастную ситуацию развития…
В каждой школе общее противоречие, преломившись через ряд социальных и социально-психологических линз, приобретает неповторимую конкретную окраску. Потребности и ожидания общества превращаются в ожидания и цели педагогов школы”.
Цели и задачи педагога обусловлены глобальными воспитательными целями и конкретными воспитательными задачами. Эти цели и задачи могут быть как открыты школьникам, так и закамуфлированы, закрыты от них. Причем ни первое, ни второе не есть гарантия успеха воспитания: “Общее правило, пожалуй, таково: чем больше взаимное доверие воспитателей и воспитанников, чем больше обращенность воспитанников на саморазвитие, тем больше шансов на продуктивность открытой педагогической позиции воспитателя”.
При подходе к воспитанию как к деятельности автор разделяет деятельность воспитателя, направленную непосредственно на воспитание, и деятельность по созданию воспитательных условий.
В книге подробно говорится и о личностных качествах воспитателей, особенностях их творческой работы, стилях деятельности и общении друг с другом, о закономерностях возникновения, распространения и исчезновения воспитательных новшеств.
Рассматривая воспитание как общение, С.Д.Поляков особо отмечает, что у воспитателя есть несколько способов воздействия в общении: внушение, эмоциональное заражение, убеждение и принуждение.
При этом сложнее всего рассуждать о принуждении. Потрясающая бедность освещения этой темы в психолого-педагогической литературе (даже в соответствующих словарях нет такого слова) уживается с повседневным применением его в педагогической практике. Конечно, речь идет не о физическом, а о психологическом принуждении, которое выражается в преувеличении негативных черт школьника и возможных отрицательных последствиях его действий, в немотивированных запретах на действия и поступки, в побуждении к нежелательному поведению школьника. По мнению автора, воспитатель имеет право заставить школьника заниматься некой деятельностью, если он сумеет при этом обеспечить успех этой деятельности и будет убежден, что школьник это воспримет как свой, личный успех, свое достижение.
Воспитанник, по С.Д.Полякову, – это прежде всего личность, это объединяющее начало в человеке; личность всегда в развитии. И воспитатель должен понимать, что целенаправленному изменению в школьнике поддается:
– известное воспитателю (осознание того, как, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним);
– поддающееся изменению (например, темперамент чрезвычайно мало подвержен воспитывающему влиянию);
– поддающееся изменению в конкретных условиях (человек – это не только закономерность, но и спонтанность, непредсказуемость).
Во второй части книги “Психопедагогика обучения” автор пишет, что в учебной ситуации могут развертываться три типа деятельности: преподавательская, учебная и совместная, и рассматривает их отдельно с точки зрения соответствия их основным психологическим признакам видов деятельности: труда, учения, игры.
Какие индивидуальные качества ребенка значимы в учебной ситуации? Физическое состояние, двигательно-моторные особенности, эмоциональное состояние, темперамент, осведомленность.
А учителя? Конечно, индивидуальные психологические особенности и система ценностных ориентаций и установок. В соответствии с такой классификацией индивидуальных качеств учителя и ученика С.Д.Поляков рассматривает традиционный урок – явление, имеющее границы во времени и пространстве и отличающееся особыми правилами, нормами и обычаями. В пространстве традиционного урока автор последовательно подвергает анализу четыре его составляющие: начало урока, основную часть, окончание и домашнее задание, подробно разбирая задачи каждой части.
При этом по основным психологическим явлениям и проблемам, которые проявляются на уроках, автор анализирует как традиционные, так и интеллектуальные, игровые уроки, уроки совместной деятельности и индивидуально-личностные уроки.
При анализе учебных ситуаций в книге особо выделены “неуроки” – все учебно-организационные формы, не укладывающиеся в характеристики традиционного урока, показана изменчивость психологических проявлений, закономерностей, проблем в зависимости от реализуемых неурочных форм проведения занятий: мини-урока, модульного урока, “погружения” и открытого учебного занятия.
В каждой главе книги есть упражнения для читателя, вопросы для обсуждения и научно-фантастические фрагменты – имитация научных тезисов, рецензии на несуществующие книги, переписка по электронной почте, оглавление ненаписанного учебника. Книга С.Д.Полякова поисковая, диалоговая; открытость авторского подхода, вкрапление упражнений в текст дает возможность занять определенную позицию на основе сравнения, дискуссии, согласия.

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru